Найди себя - Женский портал

Роспись стекла витражными красками. Роспись по стеклу витражными красками. Новогодние украшения окон

Роспись по стеклу многим кажется сложной, но освоить ее гораздо легче, чем рисовать кистью или карандашом. В этой интересной технике создаются эксклюзивные украшения для дома. Своими руками можно нарисовать различные картины, расписать невзрачные вазы, сделать оригинальным стеклянный предмет, который непременно впишется в любой интерьер. Работа с витражными красками – творческий, удивительный процесс, способный придать помещению неповторимый характер.

История

Первые раскрашенные стеклянные элементы появились сотни лет назад. На протяжении всего времени они то теряли свою популярность, то вновь ее обретали. Согласно найденным письменным источникам это было в начале ХII века. Создавались рисунки на таких стеклах специальной краской из меди и железа.

Витражную роспись в Средние века можно было увидеть только в храмах. Своеобразная игра света погружала прихожан в таинственную атмосферу благоговения. Эпоху Возрождения можно считать пиком популярности витражного искусства. Многие зажиточные горожане стали отдавать предпочтение такому украшению окон.

В ХVI веке из-за религиозных войн роспись по стеклу, как искусство, угасла. На уменьшение спроса в эпоху Просвещения повлияло стремление к прозрачности, массовое уничтожение расписных изделий. Только в XIX веке произошло возрождение витражной живописи в России, благодаря отданному приказу Николая I о строительстве стекольного завода. Этот вид декора остается популярным по сей день.

Где и как применяется роспись по стеклу

С помощью рисования по стеклу можно создать своими руками удивительные стильные картины, используя все преимущества материала. Витражной живописью декорируют окна, зеркала, различные перегородки и прочие элементы интерьера. Также она применяется для украшения мебели – дверей шкафов, фасадов кухонь. Даже большие предметы будут смотреться легко и изящно, если на них нанести затейливые узоры.

Декорируют стеклянные предметы мебели в торговых офисных помещениях. Это могут быть стойки, двери, окна. В квартире или доме такой вид украшения чаще применяется в спальне, прихожей, гостиной. Можно сделать красивую ширму в стиле Ханами, нарисовать цветущую сакуру. Такой элемент зонирования наполнит комнату духом пленительного востока. Работать витражными красками можно в следующих техниках:

  • Мозаичный витраж. Характерен геометрический, растительный орнамент, ковровые узоры;
  • Расписной. Разукрашены абсолютно все участки стекла. Краски жидкие, растекаются и смешиваются, создавая разводы, новые оттенки;
  • Контурный заливной. Сначала наносится контур, создается эскиз. Затем пространство заливают красками;
  • Многослойный. Краски наносятся слоями, разной степени сырости. Таким способом создают максимально реалистичные изображения;
  • Точечная роспись. Для формирования изображения используют контуры. Насыщенность точек меняют цветом, плотностью краски.

Необходимые материалы и инструменты

Витражная роспись – имитация обычного витража при помощи трафаретов и других приспособлений художника. Большой их выбор позволяет заниматься этим видом искусства как профессионалам, так и начинающим мастерам. Для работы в любой технике росписи по стеклу потребуются специальные краски, кисти и некоторые вспомогательные материалы (салфетки, спирт, палитра, лак для покрытия и прочее).

Выбор красок

Материал для рисования представлен в огромном ассортименте. При выборе красок следует учитывать их свойства, устойчивость к истиранию, назначение. Краски по стеклу можно применять для декорирования, профессиональной росписи габаритных предметов, развлечений с детьми, обучающих мастер-классов. Важен ожидаемый эффект – прозрачность, матовое, глянцевое покрытие. На выбор краски влияет сам предмет росписи (окна, посуда из керамики, бутылки, вазы).

Некоторые виды красок нельзя использовать для росписи предметов, соприкасающихся с пищей из-за их токсичности. Существуют материалы, не выдерживающие контакт с водой и моющими средствами.

В состав входят натуральные, синтетические пигменты, вода, связующие компоненты. Акриловые краски выпускают в широкой цветовой гамме. Они могут быть прозрачными, покрывными, создавать эффект витража. Материал различается по составу и способу затвердевания. Для домашних работ лучше выбрать водную основу, которая быстро сохнет при комнатной температуре. К основным преимуществам относятся следующие факты:

  • Светоустойчивость, ровное покрытие стекла;
  • Широкая палитра оттенков, яркие цвета;
  • Возможность разбавления блестками;
  • Стойкость к истиранию;
  • Не растекаются при нанесении акрила на стекло;
  • Не имеют едкого запаха;
  • Удобная фасовка (банки, баллончики, тюбики).

Разнообразны по составу, текстуре, консистенции. Делятся на основные три группы – на органических растворителях, на водной основе, акриловые смеси. Помимо обычных красок для начинающих мастеров, существуют смеси с различными эффектами, декоративными вставками. Популярный декор создают при помощи таких материалов:

  • Прилипалы. Образуют тонкую пленку после высыхания. Ее можно снять с удобной основы и перенести на любую поверхность;
  • Люстровые краски. Имеют металлический отблеск;
  • Объемные. При обжиге смесь частично отслаивается, создавая рифленый рисунок;
  • Гранулированные. Специальные гранулы приклеиваются клеем, при термической обработке изделия они растекаются. Получается пупырчатая картинка;
  • Прозрачные перламутровые. Наносят поверх основного цвета, придают дополнительный блеск;
  • Структурные. Выпускают в баночках в виде пасты. После высыхания создают имитацию натуральных поверхностей (камня, дерева, кожи);
  • Краски с добавками. Добавляют различные блестки, люминесцентный пигмент.

Отличаются густой консистенцией. Гель не растекается, не сползает вниз по вертикальной поверхности. Основная область применения – роспись зеркал, окон, дверей, перегородок. Со смесью удобно работать в трафаретной технике. Можно применять для декорирования стеклянных тарелок, кружек.

Работать можно с прозрачным, непрозрачным, полупрозрачным гелем. Любой оттенок из палитры можно комбинировать, добавлять глиттер, создавать рельеф при помощи мастихина. Потрясающий эффект морозного узора получится при использовании полупрозрачного геля сатин. Смеси на водной основе не требуют закрепления, прочно держатся на поверхности. При необходимости их можно легко снять, приложив к ним на несколько часов мокрую тряпку.

Керамические (обжигаемые)

Используют для украшения посуды, бутылок, ваз и прочих элементов декора разнообразной формы. Чтобы хорошо закрепить специальную краску, предметы после росписи подвергают обжигу. После чего их можно мыть водой, не опасаясь, что картинка слезет.

Керамические краски изготавливают путем смешивания глины, бесцветной глазури, флюсов, искусственных, натуральных пигментов. По способу нанесения материал может быть подглазурным, надглазурным. Для хорошего сцепления в краску добавляют сахар, глицерин. Обжигаемые смеси наносят на изделие и подвергают термической обработке.

Такие смеси чаще используют для оформления зеркал, окон, витрин к какому-либо празднику. Их особенность заключается в возможности удаления в любой момент. Подходят для частой смены дизайна, когда в тематической росписи уже нет нужды.

Применяя пленочные краски, рисунок необходимо будет сначала нанести на ацетатную пленку. После высыхания росписи ее легко отслаивают и переносят в любое место. Если узор небольшой, его шаблон можно положить в пластиковый файл и обвести по контуру красками, затем прислонить к нужному элементу. Такие краски не закрепляются на поверхности. Перед очисткой, мытьем окон с пленочным рисунком, аппликацию следует снять. После процедур можно вернуть обратно.

Керамическая, стеклянная посуда, раскрашенная маркером для росписи по стеклу, смотрится очень оригинально. Работать можно с материалами различного класса и размера. От таких показателей будет зависеть толщина стержня, плавность линии.

Рисунок можно сразу наносить маркером или предварительно сделать контур простым карандашом. После обжига графит исчезнет, останется только красочный узор. Начинающим мастерам лучше выбирать однотонную посуду с гладкой поверхностью. Чтобы правильно предусмотреть пропорции, следует составить эскиз в полную величину предмета.

Искусство росписи по стеклу постоянно совершенствуется. Из когда-то редкого увлечения превращается в повсеместное хобби. Создать оригинальный рисунок на зеркале, двери, вазе можно специальными красками, которые уже давно не являются дефицитом. Попробовать себя в любой из техник может каждый. Чтобы не тратиться на большие партии материала, краски можно сделать своими руками, используя следующие рецепты:

  1. Желатиново-анилиновая смесь. Готовится непосредственно перед работой. Такую краску нельзя хранить, поэтому следует замешивать раствор только на один раз. Для приготовления потребуется залить 10 г желатина тремя столовыми ложками горячей воды, подготовить порошковые анилиновые красители, смешать все вместе. Текучесть смеси зависит от ее температуры;
  2. Нитро-масляный состав. Создание своих красок дает возможность художнику полностью контролировать их качество. Сделать можно из любого растительного масла, лучше взять льняное, и пигмента. Красящее вещество следует поместить на шлифовальную плиту, добавить масло и медленно перемешать с помощью мюллера;
  3. Советские рецепты. В 80х-90х годах для росписи стекла использовали краски из всевозможных подручных средств. Для основы смесей выбирали клей ПВА. Его смешивали с пищевыми красителями, гуашью, стержнями от ручек, ацетоном и различными растворителями.

Выбор кистей

Рисовать по стеклу можно любыми кистями для живописи. Ими очень просто выводить сложные очертания рисунков. Если площадь внушительная, лучше использовать большие строительные кисти с закругленным концом. Для нанесения закрепителя, прозрачного лака используют широкие модели кисточек.

Для стекольной росписи подойдут предметы для покраски как с натуральным, так и синтетическим ворсом. Естественную щетину лучше использовать для красок на водной, масляной основе. Посмотрев несколько мастер-классов, довольно быстро научиться правильно держать кисть при работе в различных техниках.

Вспомогательные инструменты и материалы

Основные рабочие материалы для росписи по стеклу – кисти и краски. Для каждой техники выбирают специальные красящие смеси и вспомогательные материалы. Часто пользуются следующими способами упрощения покраски:

  • Свинцовая лента. Клейкие полосы позволяют создать эффект витража;
  • Аутлайнер. Цветная паста в тюбике ложится тонким узором на любую поверхность. После затвердевания образует рельефный контур, который препятствует растеканию краски;
  • Малярная лента. Защищает прозрачные участки от случайного окрашивания;
  • Мастихин. Металлический шпатель используют при декорировании больших предметов;
  • Инструменты для исправления ошибок. Пока краска не засохла, стереть ее можно ватной палочкой, смоченной в воде или растворителе. Еще незатвердевшие края контура ровняют зубочисткой;
  • Материалы для шаблонов. Чаще всего используют бумажные, пленочные трафареты. Для изделий сложной формы можно использовать простой карандаш, исчезающий контур.

Заниматься данным видом художественного творчества под силу обычному человеку, даже не изучавшему основы декоративно-прикладного искусства. Выполнить роспись по стеклу в домашних условиях стало возможным благодаря упрощению технологии, большому выбору материалов для работы, их низкой стоимости, возможности использовать трафареты.

Самостоятельно рисовать на стеклянной поверхности можно в любом возрасте, даже совместно всем членам семьи. С каждой новой поделкой будет приобретаться опыт. В дальнейшем полученные навыки позволят создать на поверхности великолепный, оригинальный рисунок, превратить невзрачный стеклянный сосуд или предмет в шедевр. Главное в этом деле – терпеливость и аккуратность.

Как подготовить стекло к росписи

Твердо решив воплотить идею в жизнь, заняться росписью по стеклу, сначала необходимо выбрать предмет, который будет являться основой для проведения работ, будь то окно, стакан, бутыль, тарелка, зеркало или другие объекты. Новичкам лучше использовать базу с ровной, гладкой поверхностью, так как с изгибами, выпуклыми местами работать трудно, краски на них растекаются, сложный рисунок может плохо смотреться, не соответствовать замыслу, предъявленным к нему требованиям.

Определившись с элементом, необходимо подготовить его поверхность. Если мастера устраивает цвет изделия в качестве основного фона, достаточно просто помыть его мыльным раствором, затем ополоснуть чистой водой. При наличии этикеток, стеклянный предмет следует опустить на четверть часа в горячую воду, после устранить остатки клея. Чтобы на стекле не оставались ворсинки от полотенца, лучше дать ему просохнуть самостоятельно. Когда предмет полностью высохнет, его необходимо обезжирить, это можно сделать с помощью спиртосодержащей жидкости.

При желании поменять цвет фона необходимо после всех подготовительных операций покрыть поверхность специальным слоем грунта (праймер), дождаться пока он высохнет. Далее следует нанести два слоя акриловой краски подходящей расцветки. Нельзя наносить следующий слой, пока первый полностью не просохнет. На завершающем этапе стеклянный элемент покрывается лаком.

Как перенести рисунок на стекло

Определившись с изображением, следующим шагом станет отображение рисунка на стекле. Есть несколько способов. Самый быстрый – сразу нарисовать рисунок на стеклянной поверхности. Однако это под силу выполнить лишь специалисту, уверенному в своих силах. Начинающему мастеру лучше воспользоваться следующими простыми техниками:

  1. Подложить эскиз под стекло. Расположив изображение под стеклянной поверхностью, с помощью контура по стеклу перерисовать его сверху. Способ отлично подойдет для плоских, ровных прозрачных предметов. Если элемент имеет округлую, сложную форму, где невозможно прикрепить бумагу, даже с использованием скотча, ее необходимо немного намочить в воде, после чего она станет податлива, примет практически любую форму, будет хорошо держаться на стекле без дополнительных фиксаторов.
  2. Копировальная бумага. Для непрозрачных предметов, бутылей с узким горлом, зеркал бумажный рисунок неприемлем. В таком случае лучше использовать копирку. Главное в этом методе – хорошо прикрепить эскиз и копировальную бумагу к поверхности предмета. Если изображение случайно сдвинется, то работу придется выполнять заново.
  3. Пищевая пленка. На подготовленный рисунок сверху укладывается кусок пищевой пленки, при этом для надежной фиксации он должен быть больше по размеру, чем эскиз. С помощью маркера по стеклу обводим контуры по поверхности упаковочного материала. Далее пленка с переведенным изображением лицевой стороной фиксируется на стеклянном предмете, чтобы между ними не оставалось пустот или складок. С помощью бамбуковой палочки, гелиевой ручки аккуратно обводим контуры. В результате маркер переведется на стекло.

Техника с использованием трафарета

Трафареты позволяют делать роспись на стеклянной поверхности любому человеку, даже если он очень плохо рисует. При этом готовые изделия можно купить в специализированных торговых точках, но многие мастера предпочитают изготавливать их самостоятельно, что позволяет им выбрать любое понравившееся изображение. Для этого достаточно уложить лист неплотной бумаги поверх рисунка, обвести контуры, вырезать по ним заготовку. Рассмотрим пошаговую инструкцию о том, как работать с шаблонами:

  1. Подготавливаем поверхность выбранного предмета, обезжириваем ее.
  2. Ровно укладываем трафарет на плоскость. С помощью скотча фиксируем его по углам и по периметру. Также можно использовать временный спрей-клей, это позволить избежать случайных сдвигов шаблона, которые могут свести всю проделанную работу на нет.
  3. Теперь начинаем роспись (для данного метода можно использовать витражные и акриловые краски). Наносим окрашивающее вещество на поверхность.
  4. Красить лучше от границ к центру, набирать краску необходимо понемногу, наносить тонким слоем, удаляя салфеткой подтеки и излишки.

Точечная техника

Данный способ еще называется point-to-point. Чтобы нарисовать изображение в нетрадиционной технике рисования, понадобится приобрести контурные краски. Начинать знакомство с этим видом лучше на простых, ненужных предметах. Рассмотрим простой мастер-класс по нанесению точечного рисунка в виде цветочка на поверхность бокала:

  1. Берем готовый эскиз нужного размера. Его можно распечатать на принтере, вырезать из журнала или книги.
  2. С помощью временного спрей-клея или размочив бумагу в воде, изображение фиксируем с внутренней стороны бокала.
  3. Наружную поверхность емкости обезжириваем.
  4. По контуру рисунка наносим точки, желательно одного размера, при этом они должны быть равномерно удалены друг от друга. Для работы можно использовать любые понравившиеся цвета.
  5. Обозначив контур, приступаем к заполнению рисунка. Здесь также наносятся точки. Для этого можно использовать другой цвет, или оттенок основного.
  6. После полного высыхания слоя краски, на картинку желательно нанести бесцветный лак.

Контурная техника

Для работы используют контурные краски. Изначально контуром обводят рисунок, а после его высыхания закрашивают внутренние пустоты. Этот метод позволяет разделить процесс на несколько этапов, сделать детальную прорисовку картины. Для наглядности разберем мастер-класс нанесения контуров на поверхность тарелки:

  • Подготавливаем поверхность кухонной посуды.
  • Прикладываем подготовленный трафарет, с помощью маркера переносим очертания изображения на плоскость предмета.
  • Убрав шаблон, приступаем к нанесению контурных красок на полученные линии. Лучше использовать густой состав, с его помощью можно создать наиболее ровные линии.
  • Чтобы при работе избегать стыков линий, полукруглые и изогнутые границы надо рисовать одним движением. Прямые линии самые сложные, требуют определенной сноровки.
  • В теле самого изображения можно дополнительно прорисовать разные узоры, завитушки.
  • После полного высыхания контура можно приступать к раскрашиванию.

Витражная роспись

Существует несколько техник имитации художественных витражей: фотопечать, пленочный витраж, заливной, художественная роспись. Первые способы изучим чуть позже. Остановимся более подробно на последнем варианте. Рассмотрим, как расписать окно, применяя витражные краски:

  1. Подготавливаем основание, обезжириваем его.
  2. Подготовленный шаблон прикладываем к стеклянной поверхности, фиксируем его, контуры обводим пневматическим маркером.
  3. Используя черную акриловую краску, наводим отмеченные линии.
  4. После полного высыхания, кисточкой закрашиваем пустые полости картинки.
  5. Витражные краски отличаются тем, что они сильно растекаются, поэтому не рекомендуется наносить другую расцветку до полного высыхания предыдущей, чтобы избежать возможности смешивания цветов. Также для работы лучше использовать лаковые вещества на основе органических смол.
  6. После выполнения рисунка его необходимо полностью высушить естественным способом. Если использовать фен для просушки, краска впоследствии может потрескаться или потемнеть.
  7. На завершающем этапе, когда поверхность полностью высохнет, необходимо покрыть ее бесцветным лаком.

При смене цветов необходимо тщательно вымывать кисточку, вытирать тряпкой.

Наилучший из способов имитации настоящего витража. Для работы желательно использовать контур и витражные краски от одного производителя. На больших плоскостях можно использовать витражную свинцовую ленту, которая также не позволит окрашивающим веществам смешиваться, растекаться по поверхности. Разберем пошагово инструкцию по выполнению заливного витража на стекле для межкомнатной двери:

  1. Самостоятельно создаем эскиз. При отсутствии навыков скачиваем готовые проекты в сети.
  2. Под низ подготовленного основания крепим выбранный рисунок, фиксируем его скотчем.
  3. На поверхности стекла контуром переносим все линии. Высота контурной смеси зависит от планируемой толщины слоя краски, что влияет на ее прозрачность.
  4. Высушив заготовку, приступаем к заливке полученных ячеек. Это можно сделать с помощью кисточки, или более быстро, используя шприц. Заливать необходимо от края линии к центру. Потеки аккуратно устраняем.
  5. Ячейки необходимо наполнять поочередно. По завершении росписи конструкцию высушивают, после чего ее можно установить в дверной проем.

Вам понадобится

  • - Рельефные штампы;
  • - синтетические кисти;
  • - контуры по стеклу;
  • - акриловые краски;
  • - палитра;
  • - акриловый лак;
  • - растворитель;
  • - ватные диски.

Инструкция

Для начала нужно выбрать рисунок для нанесения на стекло. Конечно, можно придумывать рисунок по ходу росписи, однако хорошо умеют не все. Для таких случаев в продаже есть специальные рельефные штампы, рисунок с которых можно перенести на стекло. Можно сделать и по-другому. Выберите рисунок (можно в интернете), обработайте его так, чтобы остался только контур, распечатайте и приложите к стеклу со стороны обратной той, на которой вы будете рисовать. Затем слегка смочите бумагу, чтобы она прилипла к стеклу. Можно начинать роспись. Не забудьте расписываемую поверхность предварительно протереть спиртом, чтобы убрать жирные следы от пальцев и другие загрязнения.

Рисунок на стекло можно наносить, используя специальные контуры или без них. Контуры по стеклу, как и краски, выпускаются разных цветов, обычно упаковываются в тюбики и применяются для создания росписи по стеклу в витражной технике. Более густые, чем краски, контуры препятствуют смешиванию и растеканию акрила, однако их довольно сложно наносить, и здесь не обойтись без тренировок. Контур нужно наносить, слегка сдавив тюбик и довольно быстро передвигая его «носик» по поверхности в нужном вам направлении. Скорость и нажим должны быть одинаковы на всем протяжении ведения линии, или вы получите неровный контур. Небольшие неровности можно подправить с помощью ватной палочки, смоченной в воде.

Затем возьмите синтетическую кисть в форме конуса. Чем мельче детали рисунка, которые требуется раскрасить, тем тоньше должна быть кисть. Нанести рисунок на стекло можно двумя основными техниками. Первая техника больше подходит для прозрачных (витражных) красок, но непрозрачные акриловые краски также можно наносить этим способом. Чтобы акриловые краски легли гладко, наберите на кисточку побольше цвета и, слегка прикасаясь к стеклу, тяните краску понемножку в стороны, равномерно распределяя ее по поверхности не слишком тонким слоем. Как только краска перестает свободно стекать с кисти, набирайте ее снова. Делайте это часто и быстро, чтобы не давать засохнуть краям прокрашенного пространства, иначе вы получите некрасивые разводы. Кисть не должна дважды касаться одного и того же места, акриловые краски наносятся в данной технике только один раз.

Если вы собираетесь делать роспись по стеклу алкидными красками, то техника нанесения будет такой же. К сведению, акриловые краски на основе алкидных смол, в отличие от красок на , лучше растекаются и не требуют запекания, но имеют резкий запах и смываются только растворителем. Вторая техника нанесения напоминает обычное по бумаге. Для выполнения росписи по стеклу в этой технике понадобятся непрозрачные акриловые краски. Обычно в этой технике . При этом делаются широкие мазки. В этой технике можно наносить один слой краски поверх другого, но первый слой должен успеть высохнуть.

После того, как вы нанесете рисунок на стекло, дайте ему высохнуть. Время полного высыхания обычно указывается в инструкции к краскам. Большинство красок на водной основе требуют запекания. Запечь изделия, расписанные акриловыми красками на водной основе, можно в духовке при температуре, указанной в инструкции. Завершающий штрих, который закрепит результаты вашего труда, это покрытие акриловым лаком. Покрывать акриловым лаком желательно и изделия, расписанные алкидными красками, и изделия, декорированные красками на водной основе.

Несколько небольших секретов. Если вы хотите придать фактурность рисунку, возьмите жесткую кисть. Она будет оставлять бороздки, которые при высыхании сделают поверхность неровной. Для этого можно воспользоваться и поролоновой губкой. Обмакивая губку в краску, похлопывающими движениями наносите краску на поверхность. Если у вас нет нужного цвета, вы можете попытаться получить его, смешивая между собой имеющиеся оттенки. Если вам нужно закрасить большую поверхность (сделать фон), воспользуйтесь аэрозольной акриловой краской.

Витражной росписью сегодня называют роспись по стеклянной поверхности специальными красками. Ранее витражи создавались умельцами из кусочков цветного стекла, уложенного в узор по принципу мозаики. Такие витражи можно встретить и сейчас: в церквях, музеях и старинных зданиях. Свет, приникающий через такую картину, создавал атмосферу благоговения и тайны.

Витражная роспись помогает создавать эксклюзивные предметы декора – ей можно украсить зеркала, сделать роспись под витраж на окне, или межкомнатной двери. Ей найдется место и на тарелке, уместно расписать ею кружки, или часы. Она, как живопись, помогает изобразить все, что угодно – и диковинные цветы, и яркие бабочки и целый город могут стать великолепным рисунком в этой технике.

Технологии шагнули вперед, и сегодня витражи уже не нужно кропотливо собирать по крупицам. Создать необыкновенный рисунок на стекле может любой, воспользовавшись красками для витражной росписи . Украсить можно все что угодно: стеклянную витрину, окно, дверь, и даже посуду. Например, чашка, расписанная своими руками, станет отличным и необычным подарком близкому человеку. Итак, как же выполняется витражная роспись по стеклу? Советы и мастер-классы смотрите в нашей статье.

Витражные краски можно разделить на несколько видов. Например, их разделяют на:

  • Требующие обжига.
  • Не требующие обжига.

При росписи первым видом витраж после высыхания требуется обжечь в печи или духовке. Иначе нанесенный рисунок будет нестойким, и легко смоется. Обычно требуют обжига краски на водной основе. Расписывать такими красками лучше небольшие изделия. Правила обжига:

  • Перед обжигом витраж должен хорошо высохнуть. Выдержите его хотя бы сутки.
  • Витражным краскам вреден резкий перепад температур . В противном случае они могут потрескаться. Ставьте изделие в холодную духовку, и только потом включайте огонь. Соответственно, перед тем, как вытащить витраж из печи, дайте ей остыть.
  • Строго соблюдайте время и температуру обжига, указанное на упаковке производителем. Недостаточный обжиг приведет к нестойкости картины. А если обжечь слишком сильно, рисунок на стекле может стать коричневым.

Отличаются краски и по типу растворителя:

  • Краски на водной основе.
  • Краски на спиртовой основе.
  • Краски на основе синтетического растворителя.

Краски на водной основе чаще всего акриловые. Они имеют ряд плюсов:

  • Не токсичны и не имеют неприятного запаха. Абсолютно безопасные, их можно применять даже для детского творчества.
  • Они хорошо смешиваются друг с другом. Поэтому с их помощью можно получить практически любой оттенок.
  • Краски на водной основе легко смываются обычной водой. Поэтому во время росписи не страшно ошибиться, неудачные штрихи легко удаляются влажной салфеткой.

Третий пункт из достоинств легко превращается в недостаток: при высыхании акриловые краски также нестойкие. Поэтому при росписи изделий, которые будут в дальнейшем контактировать с водой, их придется дополнительно закреплять: обжигать или покрывать лаком.

Краски на основе растворителя отличаются большей стойкостью, но для исправления неточностей, очистки рук и инструментов после работы потребуется растворитель . Кроме того, из-за неприятного запаха их не рекомендуется давать детям, и работать с ними в закрытых, плохо проветриваемых помещениях. Зато синтетические краски более густые, лучше распределяются по поверхности, выравниваются сами и скрывают мелкие неровности.

Кроме того, краски разделяют на основные краски и контуры . Контуры понадобятся для того, чтобы разделить разные цвета между собой. Так краски не растекутся, и рисунок получится более четким.

Выбирая краску, внимательно читайте инструкцию. В ней должно быть указано, что она подходит для росписи стекла и керамики. Там же вы найдете информацию, на основе какого растворителя она сделано, требует ли обжига или особых условий нанесения.

Галерея: витражная роспись по стеклу (25 фото)














Подготовка к работе

Прежде чем приступить к росписи, приготовьте все необходимое:

  • Специальное стекло для росписи (продается в художественных отделах), любое стеклянное изделие или поверхность.
  • Краски. Если это ваш первый опыт росписи стеклянных поверхностей, возьмите краски, не требующие обжига. Для большей стойкости можно будет закрепить результат прозрачным лаком.
  • Контурные краски. Обычно продаются в комплекте с обычными либо в том же отделе. Лучше выбирать контуры той же фирмы, что и краски.
  • Кисти. Для работы потребуется несколько кистей разной толщины. Самой тонкой прорисовываются контуры и мелкие детали, а толстой - заполняются большие области. Кисти лучше брать из искусственного ворса. Некоторые краски выпускаются со специальными насадками. Ими можно рисовать без использования кисти. Но хотя бы одну, тонкую, лучше все равно приготовить: вдруг понадобится подправить рисунок или прорисовать толкую линию.
  • Акриловый прозрачный лак. Он позволяет закрепить рисунок и добиться стойкости даже без обжига.
  • Палитру для смешивания цветов.
  • Трафарет для переноса узора на стекло. Его можно сделать самостоятельно, а можно купить готовый в любом художественном отделе.
  • Маркер для переноса рисунка на стеклянную поверхность.
  • Вода, спирт или синтетический растворитель, в зависимости от того, какая основа у красок.
  • Салфетки, ватные палочки и зубочистки для исправления рисунка.
  • Тряпочку, чтобы вытирать кисть во время работы.

Теперь подготовьте рабочее место. Оно должно быть с хорошим освещением . Застелите поверхность ненужными тряпками или бумагой. Если вы собираетесь использовать витражные краски на основе органического растворителя, помещение для работы обязательно должно хорошо проветриваться.

Роспись витражными красками: мастер-класс

После того как вы подготовите все инструменты, можно приступать к росписи.

  1. Сначала обезжирьте рабочую поверхность. Для этого помойте ее любым моющим средством, протрите спиртом, ацетоном или жидкостью для снятия лака. Так, краска легче наносится и дольше держится.
  2. Приложите трафарет к стеклу, и обведите контуры маркером. Опытные рукодельницы используют вместо маркера сразу контурные краски. Начинающим же лучше не спешить, иначе можно испортить изделия.
  3. Нанесите по проведенным линиям контурную краску . Старайтесь двигаться от центра к краям. Линия должна быть сплошной, одной толщины. Старайтесь не допускать разрывов и утолщений, если только это не задумано по эскизу. Если вы используете контур, который нужно выдавливать из тюбика, заранее поэкспериментируйте с силой нажатия.
  4. Дайте контуру просохнуть. На упаковке обычно указано время, необходимое для высыхания. Не следует спешить и продолжать работать с невысохшим рисунком. Смазанные контуры будут выглядеть некрасиво, и испортят весь внешний вид.
  5. Когда контур просох, начинайте заполнять элементы витража. Делать это нужно также в направлении от середины к краям. Если нужно смешать несколько цветов, воспользуйтесь палитрой.
  6. После того, как закрашены все элементы рисунка, можно закрасить фон. Его можно сделать краской или лаком.
  7. Дождитесь, пока рисунок высохнет. При необходимости обожгите рисунок в духовке или печи, а также покройте сверху бесцветным лаком.

Вираж готов. Если вы использовали небольшое стекло для росписи , поместите его в рамку и повесьте на стену. Украшенную, таким образом посуду или вазу можно подарить родственникам ил друзьям. Такой уникальный подарок, сделанный своими руками, порадует любого.

Эскиз для витражной росписи

для витражной росписи представляет собой черно-белый рисунок, на котором хорошо прослеживаются все контуры. Картинки могут быть на любую тему. На них изображают цветы, животные и птицы, национальные и этнические мотивы, портреты, пейзажи и натюрморты, сюжетные картины и многое другое.

Самые простые эскизы делаются в виде трафаретов. Для этого на куске картона или пластика делаются прорези. Они соответствуют тем частям рисунка, которые должны быть в дальнейшем закрашены. Трафарет накладывают сверху на стеклянную поверхность и обводят маркером или контуром. Такую заготовку можно купить в художественном магазине, а можно сделать самостоятельно с помощью куска картона и острого ножа.

Более сложные рисунки едва ли можно представить в виде трафарета. Поэтому такие эскизы переносят на стекло, приложив заготовку с обратной стороны. Готовую схему можно купить в магазине или сделать самим, распечатав понравившуюся картинку на принтере.

Витражные краски своими руками

Витражные краски необязательно покупать. Их несложно сделать своими руками . Для этого возьмите баночку клея ПВА и пищевые красители. Для приготовления одного цвета достаточно будет двух столовых ложек. Смешайте клей с красителем в небольшой ненужной емкости. Теперь можно пользоваться. Сохнет такой витраж около суток.

Техника безопасности

Чтобы ваше новое хобби не повредило здоровью, придерживайтесь некоторых правил:

  • Витражную роспись красителями на основе синтетического растворителя проводите только в хорошо проветриваемом помещении.
  • Держите все принадлежности для рисования в месте, недоступном для маленьких детей.
  • Витраж не должен контактировать с продуктами питания. Поэтому посуда, на которой сделана витражная роспись, теряет свою функциональность и становится исключительно предметом интерьера. В самом крайнем случае допускается расписать нижнюю часть фужера, бокала или чашки. Верхний край должен быть свободен от рисунка не меньше, чем на полтора сантиметра.

Соблюдая эти нехитрые правила, вы сможете избежать неприятных ситуаций, и новое увлечение будет доставлять только удовольствие.

(31 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Ещё очень большой набор идей для росписи по стеклу можно взять из книги книги Алан Гир и Барри Фристоун «Роспись по стеклу:20 чудесных проектов в стиле модерн, как, например, 2 нижеследующих МК:

Ваза с перьями павлина и ваза с серябряным узором, приводимые в вышеуказанной книге

Мастер-класс росписи стекла: Бутылка с перьями павлина.




Для росписи в виде перьев павлина Листы прозрачной самоклеящейся пленки

Перья павлина (В качестве материала можно применять и другие виды перьев)

Самоклеящаяся свинцовая лента шириной 3 мм
Стеклянная ваза Карандаш с золотой краской
Лист золотой фольги Водяные краски .


1. С помощью сухой кисти в форме лопаточки нанесите на самоклеящуюся пленку тонкий слой водяной краски. На сырую краску в верхней части пленки аккуратно разложите перья и расправьте их веером. Слегка придавите перья пальцами. Не накладывайте больше краски до тех пор, пока не высохнет та. на которую вы прикрепили перья. При наложении следующих слоев краски следите за тем, чтобы перья не смещались


2. Когда первый слой краски высохнет и перья прочно приклеятся к основе, покройте их тонким слоем прозрачной краски. Пока краска не высохла, прикрепите к перьям в нарочитом беспорядке кусочки золотой фольги. Сверху нанесите слой прозрачной краски, чтобы тщательно закрепить фольгу. Дайте краске высохнуть.


3. Когда краска полностью высохнет, нанесите с помощью специального карандаша с золотой краской линии по всей поверхности пленки. Располагайте их в произвольном порядке. Дайте краске высохнуть.


4. Выдавите на пленку небольшое количество прозрачной и переливчатой красок. Размажьте их по пленке пальцем сверху вниз. Дайте краске основательно высохнуть, для этого поместите пленку в теплое место, лучше всего на всю ночь.


5. Когда краска высохнет, разрежьте пленку на куски, по размерам равные сторонам вазы. Прикрепите пленку к одной из сторон вазы. Если вы неудачно приклеили пленку, отклейте ее с одного конца и слегка натянув, прикрепите ее к поверхности вазы снова. Подобным образом оклейте другие стороны вазы.


В следующей работе мы использовали стеклянные бутылки синего цвет а из-под минеральной воды, которые покрыли изысканным орнаментом, напоминающим кружево. Такой орнамент наносится при помощи серебряного аутлайнера и выглядит как филигранная работа из металла.
Вы можете использовать в качестве материала и другие бутылки С прямыми, ровными сторонами. Например, зеленую бутылку из-под вина можно украсить, используя аутлайнер золотого цвета, - в этом случае ваше изделие будет выглядеть необычайно роскошно.
Такую бутылку можно наполнить душистым маслом для ванн или использовать в качестве оригинального подсвечника, вставив в горлышко свечу. А несколько бутылок, сгруппированных вместе, могут стать нарядным акцентом на обеденном столе.

Вам понадобятся:
-бутылка из синего стекла с ровными сторонами -шаблоны
-расслаивающаяся бумага -скотч - аутлайнер -ножницы -клеящий спрей -ручка с серебряной краской
Совет: Перед тем как приступить к работе, убедитесь, что вы как следует запаслись материалами. В данном случае вам понадобится большое количество аутлайнера - будет очень досадно, если вам придется на полпути прервать работу.



1. Положите расслаивающуюся бумагу поверх шаблона с узором, предназначенным для украшения основания и горлышка бутылки. Скрепите кальку и шаблон с помощью скотча, с тем чтобы избежать смещения рисунка.

2. Используя серебряный аутлайнер , переснимите рисунок на бумагу. Постепенно обводите аутлайнером небольшие участки узора, при этом держите аутлайнер перпендикулярно и прочерчивайте достаточно объемные линии. Дайте краске полностью высохнуть.




3. В небольшую емкость налейте немного краски-аутлайнера. Закрасьте такой краской отдельные части композиции, как показано на фото. Наносите достаточно большое количество краски, так чтобы она слегка «стекалась» к середине широкой линии, которую вы прорисовываете, после этого краску растушуйте. Дайте краске высохнуть в течение ночи.




4. Осторожно снимите с бумаги узор. Это будет сделать намного легче, если положить бумагу с узором лицевой стороной вниз и аккуратно отсоединить кальку. После этого не трогайте узор в течение нескольких минут.

5. Положите узор на рабочую поверхность лицевой стороной вниз и, положив на него бутылку, «оберните» ее сеточкой из аутлайнера. Излишки узора срежьте. Подобным способом украсьте горлышко бутылки. Если вы собираетесь использовать пробку, покрасьте ее серебряной краской с металлическим оттенком.

Совет: аутлайнер , предназначенный для нанесения узора, должен быть достаточно густой. Узор, выполненный из жидкого аутлайнера, порвется при снятии с бумаги. Перед началом работы проведите проверочный тест на плотность аутлайнера. и ещё: : Узор, нанесенный аутлайнером, в любой момент при желании можно снять с бутылки. Если же вы хотите закрепить его предельно прочно, нанесите на тыльную сторону узора с помощью баллончика клей, после чего «заверните» бутылку в узор.

Из книги Алан Гир и Барри Фристоун «Роспись по стеклу:20 чудесных проектов в стиле модерн.» скачать которую можно по ссылке < a href=" и сточник










7.












































2.

5.

Примеры росписи бабочек по трафарету см. в статье http://hmhome.ru/2010/08/30/trafarety-babochek-dlya-vitrazhej/

Вот выйду на пенсию и буду такую красоту вместе с внучкой создавать! Всем удачного творчества!!!.

Витраж - это особый вид монументально-декоративного искусства. Интересный сам по себе, он приобретает огромную выразительность в сочетании с другими видами изобразительных искусств, особенно с архитектурой. Богато его прошлое, безграничны его перспективы, неисчерпаемы его творческие возможности.

Витражи в виде орнаментальных композиций, узоров или картин выполняются из бесцветных или цветных стекол, с росписью отдельных деталей или всей плоскости стекла керамическими красками или без росписи. Витражи из отдельных стеклянных деталей армируются свинцовой лентой, монолитные стекла арматуры не требуют.

Назначение витражей разнообразно: они являются богатым декоративным украшением зданий и отдельных помещений, заменяют оконные стекла и дверные филенки, пропускают свет и дают возможность изолировать помещения первых этажей от посторонних взглядов.

Отражая в своих изображениях характер и назначение сооружения и дополняя его художественный образ, витражи играют значительную роль в оформлении интерьера .

Витражное искусство берет свое начало в далеком прошлом. Витражи, представлявшие ранее набор цветных стекол, нередко служили случайным украшением помещения; с течением времени совершенствовалась их композиция, рисунок, художественная обработка стекла и техника исполнения. Витражи становились подлинными произведениями искусства, неотъемлемой частью строго продуманного монументально-декоративного убранства зданий.

Витражи, применявшиеся главным образом в декоре церквей и монастырей, постепенно проникают в жилые и общественные здания. Религиозную тематику витражей вытесняет светская, отражая современное течение в искусстве, следуя эстетическим требованиям и духу эпохи.

В мире сохранилось много витражей, созданных выдающимися живописцами и искусными мастерами. Имя автора или мастера нередко подсказывает нам художественную ценность того или иного произведения искусства. Однако, немало замечательных витражей создано руками мастеров, чьи имена остались для нас неизвестными. Художник принадлежит своей эпохе, но произведения искусства часто перерастают свою эпоху, становятся вечными. Подобные витражи-шедевры сохранились во Франции, Германии, Италии, Швейцарии, Англии, Нидерландах, Чехословакии и других странах. Достойны внимания витражи, хранящиеся в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге.

Витражи выигрывают не только от яркого солнечного света, но и мягких тонов заката и сверкающих вечерних огней. Что касается искусственного освещения витражей, хотя бы и лампами дневного света, то установлено, что такое освещение придает витражам как бы застывшее выражение, оно не может вызвать той игры света и теней, тех световых и цветных эффектов, которые создает естественное освещение, бесконечно сменяющееся на протяжении дня и в течение года. Возможно, конечно, в отдельных случаях применение специальных установок с синхронно сменяющимся искусственным освещением, но это уже относится к области дорогостоящего оборудования и едва ли оправданных эффектов.

Витраж - стеклянная картина, мозаика или ковер , чьи краски никогда не меркнут, не тускнеют.

Когда были созданы первые витражи, сказать трудно. Во всяком случае, нет основания утверждать, что они появились вскоре после изобретения стекла. Известно только, что мозаика из небольших пластинок цветного стекла была обнаружена в древнем Риме времен империи (первое столетие до н. э. начало н. э.) и в храмах первых христиан. Окна Софийского собора а Константинополе, ставшем столицей Византии в 330 году н. э., были застеклены цветными стеклами, по-видимому, вскоре после сооружения собора.

По одним литературным источникам известно, что при раскопках городов древней Италии Помпеев и Геркуланума, погибших в 79 году н. э. при извержении Везувия, обнаружены цветные стеклянные мозаичные полы, настенная живопись и фрагменты витражей. По другим источникам в Помпеях обнаружена только стеклянная мозаика полов и стен, так как в домах окон было мало и то большей частью без стекол. Но употребление оконного стекла подтверждается найденными при раскопках кусками матового или, быть может, непрозрачного стекла.

Цветное остекление окон первоначально представляло собой стеклянную мозаику, вставленную в каменные и деревянные проемы ажуры окон. Затем появилась мозаика из цветных стекол, вырезанных и собранных в свинцовой оправе в виде узора, геометрического или растительного орнамента. Такие мозаики собирались в металлической раме и устанавливались в оконных проемах. Весьма вероятно, что в больших окнах краски применялись интенсивные и яркие, в малых окнах бледные и спокойные.

Цветное остекление постепенно образовало особую отрасль декоративного искусства и стало равноправным в числе других отраслей и видов искусства.

С течением времени повысились требования к рисункам стеклянной мозаики. Попробовали оттенять цветные стекла наложением более темных красок. Результаты оказались положительными. Техника окраски стекол при помощи обжига была открыта в IX веке. Этот новый прием нашел широкое распространение. Таким образом, возникла и развилась в конце Х века живопись по стеклу. С развитием живописи по стеклу стеклянная мозаика стала отходить на второй план, но окончательно она вытеснена не была, а продолжала существовать в сочетании с живописью по стеклу.

Для изготовления витража с человеческими фигурами применяли свинец и черную краску.


Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении