Найди себя - Женский портал

Виды огранок драгоценных камней. От каких параметров зависит оценка топаза Круглая огранка камня называется

Топаз колеблется от бесцветного (белого) к желтому, оранжевому, красно-коричневому, от светло-голубого к темно-синему, розовому до красного, фиолетовому и светло-зеленому цвету. Это является причиной, по которой он может быть принят за многие другие драгоценные камни. Естественно окрашенный топаз получает свой цвет от железа и хрома; цвет вызывают примеси, тогда как чистый минерал бесцветен. Большинство настоящих топазов бесцветны или имеют бледно-синий окрас. Наиболее редкие и ценные – желтые или розовые до красновато-оранжевого, и известны как «императорский топаз». Красно-фиолетовый кристалл невероятно редок. Многие продавцы драгоценностей обрабатывают минералы для улучшения цвета.

Чистота и блеск

Топаз очевидно прозрачен. Это свидетельствует о высокой четкости с немногими включениями, поэтому драгоценные камни могут быть исследованы невооруженным глазом, что означает, что никакие недостатки не могут быть замечены, высоко ценится за его блеск и гладкость.

Формы огранки

Топаз — очень универсальный материал. Поэтому при огранке ему можно придать разнообразную форму, такую как квадрат, круг, восьмиугольник, груша, овал, сердце и даже форму рыбы или птицы. Яркие цветные экземпляры подвергаются обычной огранке, тогда как слабо окрашенные – бриллиантовой. Аспекты показывают ясность и блеск драгоценного камня. Образцы с нерегулярными включениями обрабатываются кабошоном. Присущая этому камню твердость делает его стойким к царапинам. Однако эксперт по драгоценным камням должен обращаться с ним аккуратно, из-за его хрупкости, потому что он может легко расколоться.

Обработка покрытием и облучением.

Минерал часто облучается, чтобы получить наиболее желательные цвета. Самый популярный- голубой, но в природе, как правило, бледно-голубого оттенка, а не яркого или темно-синего. Искрящиеся синие оттенки обычно достигаются искусственными средствами. Топаз подвергается радиации и затем обычно нагревается для получения яркого синего цвета. Темно-синий топаз известен как « »; более светлый называют «швейцарским синим», а голубой назван «лазурным». Обработка для улучшения цвета обычно выполняется на серовато-синих или серебристо-серых драгоценных камнях. Более темно-синие оттенки наиболее ценны, потому что необходимо больше энергии, чтобы произвести более темные оттенки. Эти процессы широко распространены, так как они приводят к постоянному изменению цвета, однако, продавцы драгоценностей должны об этом предупреждать. Существуют строгие правила относительно обработки, чтобы обеспечить безопасность огранщиков и покупателей.

К минералам может применяться тонкое покрытие парами диоксида титана. Может также быть покрыт для изменения его цвета. Покрытие не является постоянным и может постепенно исчезать с течением времени. Камни, которые были обработаны таким образом не должны повторно резаться, так как покрытие будет удалено и покажет отличающийся, нежелательный цвет внутри. Обработка покрытием позволяет получить радужно переливающиеся камни, известные как «мистик топаз».

«Азотик топаз» – белый кристалл, цвет которого был получен путем напыления тонкой пленки, которая придает ему эффект радуги. Он назван в честь компании, которая запатентовала этот азотный процесс. Также покрывают, чтобы получить яркий розовый оттенок, известный как искусственный «имперский», может также быть подвержен обработке химикатами и высокой температурой, чтобы изменить поверхностный тон. Эта обработка выполняется, чтобы получить «зеленый», но обработка изменяет только поверхностный цвет. после обработки смотрятся оригинально и как в случае с облучением, любые поверхностные обработки или покрытия должны быть указаны при продаже украшений.

Один из наиболее важных факторов, которые нужно учитывать покупая драгоценный камень или готовое ювелирное изделие с ним, это огранка. Процесс, при котором грубый, малопривлекательный минерал превращается в драгоценный камень. Огранщик заставляет камень приобретать определенную форму, раскрывать свой блеск и цвет, позволяя ему сиять в ювелирных украшениях. Такой эффект достигается только посредством качественной и точной работы ювелира.

Почему огранка так важна?

Только при правильной огранке максимально раскрывается красота камня, и наоборот, небрежная работа огранщика может испортить камень, сделать его “мертвым”, он не будет отражать свет.

Как правило, существует два типа огранки - коммерческая и точная. Основная задача в первом случае заключается в том, чтобы сохранить как можно больше вес камня, а второй тип следует за точными пропорциями, идеальными углами и т.д. Когда драгоценный камень огранен до правильных пропорций, он способен лучше обрабатывать свет, создавая более интенсивный цвет и яркость, и выглядет более привлекательно. По существу, драгоценный камень действует как зеркало для света.

Цель огранки драгоценных камней заключается в том, чтобы отразить как можно больше света. Если кристалл не был правильно огранен, результатом будет “безжизненный” камень, поскольку свет будет вытекать из павильона (нижней части камня) вместо того, чтобы отражать его обратно через корону (верх камня).

Значения огранки можно отследить на примере бриллиантов - свою красоту и популярность алмаз приобрел только в 17 веке, когда научились огранять минерал.

Сегодня существуют стандарты огранки для бриллиантов, собственно, цена камня зависит от точности работы мастера, т.е. класса огранки.

Существует градация класса огранки:

  • Превосходная огранка (Excellent)
  • Очень хорошая (Very Good)
  • Хорошая (Good)
  • Удовлетворительная (Fair)
  • Плохая (Poor)

Каждый класс указывает на качество, соблюдение пропорций и симметрии. При этом разница в цене между камнем с превосходной огранкой и камнем, например, с удовлетворительной, может отличаться в 1,5 раза и больше. Или камень имеющий больший вес, но в силу неудачной огранки может стоить дешевле и выглядеть как обычное стекло, а кристалл меньший по весу, но ограненный с хорошим соблюдением пропорций всегда будет высоко цениться. Кроме этого, неудачная огранка может привести к потере камня - его расколе, или создать на нем брак, камень может стать хрупким.

Для алмазов существует мировой эталон огранки, при котором бриллиант максимально раскрывает свое уникальное свойство - отражать свет. Метод созданный математиком с русскими корнями, Марселем Толковским - это круглые бриллианты с 57 гранями, позже такой вид огранки стали называть “Русская огранка” или “бриллианты Толковского”. В отличие от бриллиантов, цветные драгоценные камни обладают переменными оптическими свойствами и не имеют единого идеала огранки.

Виды огранки ювелирных камней

Кабошон

Кабошон - название происходит от старого французского слова «caboche», что значит - голова. Огранка кабошон - это полированный драгоценный камень с плоским или слегка закругленным дном и выпуклой или округлой куполообразной вершиной.

Традиционный кабошон - овальный, но такая огранка также может быть использована в другой форме, включая треугольники и прямоугольники. Кабошон один из самых древних форм обработки камня, тогда минерал полировали, так как не было технической возможности сделать точную огранку.

Большое количество ювелирных украшений, находящихся в собственности королевской семьи Великобритании, имеют вставки с камнями-кабошонами.

Круг

Круглую огранку часто называют бриллиантовой, так как она была специально разработана для алмазов, но сегодня многие драгоценные камни ограняются в этой форме.

Круг максимально раскрывает естественную красоту камня, он оптически наиболее эффективен.

Круглый минерал может похвастаться максимальной светоотдачей, что для конечного потребителя означает большую привлекательность готового ювелирного изделия.

Овал

Овал - от латинского слово «vum», означающее «яйцо». Стандартное число граней драгоценного камня с в такой огранке составляет 69. Для правильного овала отношение длины к ширине должно составлять примерно 2:1, хотя эта пропорция немного меняется в зависимости от оптических свойств различных типов драгоценных камней.

Качественная огранка овал позволяет камню быть, практически, таким же ярким, как и при идеальной круглой форме.

Капля или бриолет

Бриолет - популярная форма драгоценного камня, особенно выигрышно смотриться в серьгах или подвесках. Капля ограняется по всей площади, это означает, что камень покрывается многочисленными маленькими площадками. Благодаря этому бриолеты имеют свой особенный шарм и способны отражать свет в любом направлении.

У этой формы нет плоской вершины. В связи с этим, бриолет является одним из самых сложных для исполнения видом огранки драгоценных камней. Считается, что эта форма произошла из Индии примерно 800 лет назад и была привезена во Францию, где сразу стала любимой среди дворян до конца 17 века.

Маркиз

Камни с огранкой маркиз характеризуются удлиненной овальной формой с заостренными концами. Существует красивая легенда, что такая форма огранки возникла в 18 веке, когда король Франции Людовик поручил придворным ювелирам создать бриллиант, отражающий улыбку его дамы сердца.

Название камня происходит от ассоциации с королевской властью. Форму маркиз также, называют наветтской огранкой, дело в том, что от французского navette - означает маленький корабль. И действительно, есть некоторое сходство с формой судна. Драгоценный камень в огранке маркиз - идеальная форма для женского пальчиков, так как заостренные концы визуально делают их более изящными и стройными.

Грушевидная форма

Грушевидный драгоценный камень доступен в самых разных вариациях, хотя идеальная форма достигается благодаря соблюдением пропорций, когда длина в полтора раза больше ширины.

Огранка груша особенно хорошо подходит для цветных драгоценных камней, так как она максимально раскрывает естественный цвет кристалла.

Лучшие друзья девушек оцениваются не только по чистоте, цвету и весу в каратах, но и по форме огранки. От нее зависит, насколько красивой будет игра цвета и форма драгоценного камня. Форма обработанного материала для дорогих украшений может выглядеть как геометрическая фигура: круг, овал, треугольник, ромб и так далее. Огранкой же характеризуется число граней, их расположение и очертания. Какие существуют виды огранки драгоценных камней? Познакомимся с азами ювелирного мастерства.

Технология обточки и огранки драгоценных камней

Прежде чем приступить к описанию видов огранки драгоценных огней, стоит уделить внимание технологии работы с сырьем. Этап обточки определяет качество будущего изделия и процент использования сырья. Когда-то все операции производились вручную, но сегодня разработаны специальные станки. Один опытный оператор может одновременно обслуживать около двенадцати таких машин. Весь процесс и результат обработки отражается на мониторе.

Огранка производится с целью придания природным и синтетическим материалам определенной формы, количества граней, достижения блеска, устранения некоторых пороков (как правило, естественного происхождения). Весь процесс делится на две стадии: шлифовка и полировка.

Во время шлифовки с поверхности обрабатываемого сырья удаляются частицы для придания ему определенной формы. В дальнейшем при полировке отшлифованным поверхностям придается зеркальный блеск. После выполнения всех технологических операций производится промывка камней в кислотном растворе, а последняя - в кипяченой воде, и двукратная сушка спиртом. После этого все камни направляются в отделы контроля качества продукции.

Виды огранки: стандартная круглая и фантазийная

Более 90 % бриллиантов и множество других драгоценных и полудрагоценных камней имеют круглую форму. Этот вид огранки драгоценных камней считается классическим. Отличает круглую форму стандартные орнамент и пропорции, более высокая стоимость готового изделия, высокопрофессиональный подход к выполнению всех операций. Этот вид огранки драгоценных камней (описание и формы далее рассматриваются более подробно) приводит к безвозвратной потере более половины от исходной массы материала.

Другие формы огранки (все, кроме круглой формы) называются фантазийными. Хотя известный аргентинский ювелир Антверпена Габи Толковский, который огранил за свою жизнь множество алмазов, считает, что фантазийной следовало бы назвать именно круглую форму сырья для ювелирных изделий. В природе встречаются алмазы в разных формах, но те, которые задают форму будущего камня, могут быть квадратными, треугольными, прямоугольными, скошенными, но никогда не бывают круглыми.

Привлекательность фантазийных видов огранки драгоценных камней основана главным образом на привлекательности самой формы, а не игре цвета и глубине оттенка камня. Даже наименование той или иной формы огранки в большинстве случаев звучит привлекательнее, например «Принцесса» или «Маркиз». Стандартная же огранка более продумана в плане игры света, наиболее красивого вида камня по оптическим свойствам.

Классика обработки драгоценных камней

Как уже упоминалось выше, классическим видом огранки драгоценных камней является круглая форма. Это проверенная временем огранка, которую придумали одной из первых еще в начале двадцатого века. Тогда же появились специальные алмазные пилы, которые позволили работать даже с самыми твердыми минералами. Так ювелиры начали с помощью одних алмазов превращать другие в бриллианты.

В круглых драгоценных и полудрагоценных камнях 57 граней. Именно такой вид и количество граней наилучшим образом показывают блеск и игру света в камне, глубину его оттенка. Также круг способствует долгожительству ювелирного изделия, так как сводит к минимуму риск сколов и другого рода повреждений. При перепродаже круглая огранка оценивается дороже других.

Для небольших камней используются упрощенный способ в 33, если камень весом до 0,99 карата, или 17 граней, если исходный материал весит до 0,29 карата. Главной отличительной особенностью этого вида огранки драгоценных и полудрагоценных камней является то, что в процессе обработки теряется около половины первоначальной массы. Если взять два камня (один с круглой, другой - с фантазийной огранкой) с одинаковым весом, то внешне материал, обработанный фантазийным способом, будет выглядеть больше.

Овальная огранка драгоценностей

Такой вид огранки драгоценных камней (форма овала) используется для изготовления колец, сережек, браслетов, подвесок или ожерелий. Вариант вошел в ювелирный «обиход» в шестидесятых годах прошлого века. Камни овальной формы в кольцах зрительно удлиняют пальцы, делают их изящными и тонкими. Ювелирные изделия с материалом такой огранки красиво блестят и переливаются на свету. Обычно камни овальной формы имеют 57 фасетов - так грани называют ювелиры.

Вариант огранки из средневековой Франции

Огранка «Маркиз» с 55 гранями используется для колец, сережек и подвесок. Интересный факт: вид огранки драгоценных камней получил свое название по имени маркизы де Помпадур, которая была фавориткой Людовика XV и жила при дворе. Только вот в русском языке «маркиз» - это скорее мужской, чем женский аристократический титул.

«Маркиз» - это огранка драгоценного камня в форме овала, но с заостренными углами, многим этот вариант больше напоминает лодочку, чем кокетливую улыбку французской дамы.

С украшением, драгоценный или полудрагоценный камень в котором огранен в форме «Маркиз», нужно быть предельно осторожным. Острые концы - уязвимая и очень хрупкая часть изделия. Кольца с таким камнями зрительно удлиняют пальцы и придают аристократическое изящество своей обладательнице или обладателю.

Утонченная «груша», или «капля»

Черты двух предыдущих вариантов - овальной огранки и «Маркиз» - сочетает «капля», или «груша». Для этого вида огранки драгоценных и полудрагоценных камней характерно наличие только одного заостренного конца, второй же остается близким к стандартной овальной форме. Особенно важно качество обработки именно заостренного конца. В стандартном варианте такой вид огранки драгоценных камней (фото ниже) имеет 55 или 56 граней.

Камни грушевидной формы, как и близкие им изделия с овальными драгоценностями или огранкой «Маркиз», зрительно удлиняют шею, если используются в кулонах или ожерельях, придают изящество пальцам, если речь идет о кольце.

Огранка «Принцесса» для настоящих леди

«Принцесса» по оптическим свойствам близка к классической круглой огранке драгоценных и полудрагоценных камней. Свет в камне удивительным образом «играет», а форма обычно квадратная или прямоугольная. Придумали такой вид огранки драгоценных камней и технологию их обработки в конце шестидесятых-семидесятых годах двадцатого века.

Камни «Принцесса» чаще всего используются для обручальных колец. Количество граней может различаться (49, 65, 69 или иное число). Такой камень теряет меньше исходного веса при обработке, чем другие фантазийные варианты. Да и стоит «принцесса» дешевле романтической формы сердца или капли.

Очень хрупкими являются прямые углы, они требуют дополнительной защиты.

«Изумруд», подчеркивающий естественную чистоту

«Изумруд» - это прямоугольная огранка, которая применяется, как правило, для крупных драгоценностей исключительной естественной чистоты, так как скрыть практически любые мелкие изъяны при такой обработке совершенно не представляется возможным. Все потому, что «Изумруд» - это большое количество (57 или 65, как правило) мелких граней.

По способности играть светом этот вид огранки уступает лишь круглой и «Принцессе». По интенсивности световых вспышек, однако, «Изумруд» их превосходит. Используются такие камни в серьгах, кольцах, подвесках, ожерельях, браслетах.

Вариация "Изумруда" от бельгийских ювелиров

«Ашер» - это вариация огранки «Изумруд». От «Изумруда» такие камни отличаются только большей «этажностью» - большим количеством ярусов. Несмотря на свою исключительную сложность, обрабатывать камни таким способом начали с 1902 года, когда огранка была изобретена бельгийскими братьями-ювелирами. Назвали вид огранки по фамилии братьев-ювелиров. Пик популярности этого варианта пришелся на тридцатые годы двадцатого века.

Число граней (может быть 25, 49, 72 или иное) меняется в зависимости от размера и веса камня. Используется «Ашер» в кольцах, сережках, ожерельях и браслетах, а также других ювелирных украшениях. Такой вид обработки хорошо подходит для драгоценных изделий в стиле ар-деко.

Мужской вариант огранки «Радиант»

Огранка «Радиант» обычно имеет 65 или 70 граней (фасетов), используется для сережек, кулонов и колец. Обладательницам или обладателям коротких пальцев стоит быть осторожными с таким вариантом украшений, так как «Радиант» зрительно еще больше укорачивает и утолщает пальцы. Тип обработки синтетического или натурального камня вобрал в себя некоторые характерные черты «Принцессы» и «Изумруда».

Чаще «Радиант» предпочитают мужчины, так как такой вид огранки драгоценных камней (и их обработка) имеет величественный и даже несколько брутальный характер. Подходит обработка только для камней солидных размеров, которые красивы сами по себе.

Романтичное «Сердце» для кулонов и подвесок

Романтичная огранка «Сердце» красиво играет на свету. Используется при изготовлении сережек, кулонов, подвесок, в кольцах встречается реже, так как сложную форму тяжело сделать из небольшого камня. По способу обработки вариант близок к «Капле», число граней обычно составляет 57-58.

Соотношение длины и ширины драгоценности после обработки должно составлять пропорцию один к одному. Именно такое соотношение делает форму красивой и прочной. Пропорция обеспечивает меньшую уязвимость центра сердца при случайных ударах или падениях.

Необычный «Триллион»

Число фасетов может различаться: 19, 31, 37, 52 или иное количество. Используется «Триллион» (другое название «Триллиант») в кольцах, подвесках, ожерельях, браслетах и сережках.

Вид огранки драгоценных камней под названием «Триллиант» с острыми или гладкими углами возник в Голландии. Это один из самых «молодых» вариантов обработки искусственных или натуральных камней, так как придумали его в восьмидесятых годах двадцатого века. Форма граней может быть квадратной, ромбовидной или прямоугольной - все зависит от начальных свойств камня и творческого замысла.

Гладкая круглая огранка «Кабошон»

Камни, обработанные огранкой «Кабошон», выглядят довольно-таки необычно. Это круглая форма, но камень получается абсолютно гладким. Обычно таким способом обрабатываются камни, которые практически не пропускают свет, но обладают хорошим оптическим эффектом и глубоким собственным цветом. Именно в виде «Кабошонов» наилучшим образом проявляют свои свойства бирюза, опал, волосатик кошачий глаз, лунный камень, звездчатые рубин и сапфир.

Другие виды обработки драгоценных камней

Виды огранки драгоценных камней (названия и описание выше) не заканчиваются приведенным списком. Еще есть «Багет» - прямоугольная огранка со «ступеньками». Если соотношение сторон при этой обработке в итоге составляет один к одному, то получается стандартный квадрат. В России традиционные «Багеты» имеют пропорцию от 1,4 к 1 и более.

Не особенно распространена огранка «Октагон», которая похожа на «Принцессу». Чем примечателен этот вид обработки, так это тем, что идеально подходит для очень хрупких драгоценных камней. «Октагон» эффективно защищает от сколов и выгодно представляет оптические свойства камня.

Огранка «Пятигранник» в полной мере повторяет форму одноименной геометрической фигуры. Обычно камни, обработанные таким способом, вставляются в объемные украшения, которые приобретаются «по моде» и на один сезон. А вот «Шестигранник» более долговечен и обычно является центральным камнем композиции.

Шкала оценки качества огранки

Качество огранки указывается в сертификате, который в обязательном порядке прилагается к украшению. В зарубежной системе принята такая классификация:

  • Е - отличная огранка;
  • VG, G - хорошая;
  • F - удовлетворительная;
  • P - неудовлетворительная.

Российские ювелиры тоже используют буквенные символы, но классифицируют камни не по первой букве качества обработки, а по алфавиту - А, Б, В, Г, где А - первоклассная огранка. Правда, отечественные ювелиры оценивают камни строже. Например, камни категории Е по российским стандартам вполне могут соответствовать букве Б.

В этой статье:

Виды огранки драгоценных камней различны, некоторые из них появились сравнительно недавно, другие уже стали частью истории. Ювелиры на протяжении многих веков обрабатывают кристаллы, считая, что огранка важный элемент, который способен повлиять на стоимость украшений. В действительности так и есть, после обработки самоцвет может начать сиять новыми красками или же полностью утратит природную привлекательность.

Разновидности

Одной из первых появилась огранка в форме розы, придворный ювелир немного поработал над камнем, чтобы угодить привередливому монарху. Результат работы настолько поразил господина, что тот щедро отблагодарил мастера. Сегодня розу используют редко, причина в том, что такой вид обработки считается устаревшим. Его применяют лишь тогда, когда нужно сохранить первоначальный вес камня. Роза имеет несколько граней и часто выступает в качестве одного из этапов огранки.

Виды огранки камней

Огранка кушон известна мастерам довольно давно. Большинство бриллиантов времен Барокко было обработано именно таким образом. Иногда подобный вид обработки носит название антик. Кушон применяется тогда, когда нужно сохранить вес камня.

Огранка ювелирных камней в форме круга встречается чаще всего, ее считают классикой жанра. Бриллианты имеют форму круга и 57 граней. Подобный вид обработки отличается сложностью, ювелир работает над минералом, в результате чего он значительно теряет в весе. Зато становится более крепким и устойчивым к царапинам и повреждениям.

Камни в форме круга могут украшать кольца, браслеты, кулоны и ожерелья. Форма считается идеальной, но требует от мастера определенных навыков. Чтобы превратить алмаз в бриллиант круглой формы, используют специальные пилы. Такие самоцветы сверкают на солнце ярче других. Подобная форма обработки была известна еще в XVII веке, но тогда она была далека от совершенства.

В 1960 годах XX века появилась новая разновидность огранки. Теперь ювелиры стали придавать самоцвету форму овала. Он идеально подходит камням, которые отличаются крупным размером. Ограненные таким способом самоцветы используются ювелирами охотно, если кристалл вставлен в кольцо, то он визуально сделает пальцы длиннее. А кулон в форме овала превратит любую шею в лебединую.

Огранка триллион используется для обработки драгоценных и полудрагоценных камней. Спасибо за изобретение подобного вида обработки стоит сказать мастерам из Амстердама. Сегодня триллион фантастически популярен, дело в том, что он отличается свободным нравом. Имеет форму треугольника с клиньями, при этом количество граней может меняться. Тут все зависит от предпочтений ювелира и характеристик минерала.

Квадратная огранка отличается ровными гранями и их равным количеством. Квадратом могут быть огранены те минералы, которые не нуждаются в сложной обработке, нередко таким способом гранят фантазийные бриллианты. Квадрат хорошо смотрится в обществе других минералов, а может выступать в качестве единственного украшения, тогда его располагают в центре изделия.

Работа огранщика связана с большими сложностями, и разновидностей обработки довольно много. Но существуют некоторые формы огранки, которые требуют пристального внимания:

  1. Маркиз.
  2. Багет.
  3. Груша.
  4. Октагон.
  5. Сердце.
  6. Пятигранник.
  7. Шестигранник.
  8. Восьмигранник.
  9. Кабошон.

Свое название маркиз огранка получила в честь фаворитки Людовика XV маркизы де Помпадур. Она отличалась любовью к ювелирным украшениям и поразительной улыбкой. Говорят, что блики камня, обработанного таким образом, напоминают улыбку маркизы. Острые грани самоцвета отражают свет солнца и заставляют кристалл блистать.

Коварный багет выдаст все дефекты камня, при этом они будут заметны, даже невооруженным глазом. Лупа или микроскоп тут не понадобятся, достаточно будет просто взглянуть на минерал. Самоцвет в огранке багет будет иметь контур прямоугольника. Покупая в салоне украшения с кристаллами, обработанными в этом стиле, стоит уделить особое внимание их качеству.

Груша или капля относится к классическим формам обработки. Ограночная капля обязательно должна иметь площадку. Груша универсальна, подходит как крупным самоцветам, так и мелким. Кристаллы такой формы могут быть использованы для изготовления серег, кулонов, подвесок и других украшений.

Октагон подчеркивает красоту минерала и его чистоту, является одной из разновидностей ступенчатой огранки. Помогает защитить хрупкий самоцвет от повреждений и сколов.

Огранка камней

Сердце встречается редко и отличается сложностью в исполнении. Такой тип обработки используется в исключительных случаях, для изготовления украшений под заказ. Придавая камню форму сердца, мастер должен создать четкий контур. В процессе работы расходы будут внушительными, по этой причине не так уж и много бриллиантов, изумрудов и рубинов, которые имеют подобную форму.

Пятигранник - это геометрическая фигура с соответствующим количеством граней. Камни, которым придают такую форму, отличаются размером. В большинстве случаев речь идет о тех самоцветах, которые особой ценностью не обладают.

Шестигранник хорош тем, что грани минерала отражаются друг от друга. В результате создается причудливый узор. Таким способом обрабатывают только те кристаллы, которые имеют крупный размер и выступают в качестве центральной вставки.

Восьмигранник - это разновидность фантазийной огранки. Такие способы обработки позволяют придать камню цвет, сделать его красивым и блестящим. Если работа проведена правильно, то из минерала получится шедевр. Так гранят только крупного размера самоцветы.

Кабошон в переводе с французского означает «шляпка гвоздя». Такой тип огранки известен ювелирам очень давно, он отличается минимализмом. Мастеру удается сохранить вес камня, на его поверхности создается ровная площадка.

Фацетная огранка и ее виды

Фацетная, или фасетная, огранка имеет несколько разновидностей, она подходит кристаллам прозрачного или полупрозрачного оттенка. Используется для обработки драгоценных и полудрагоценных камней. Особенностью этого вида огранки ювелиры считают нанесение на поверхность самоцвета плоских граней.

В современном ювелирном искусстве чаще всего применяется:

  • Клиньевая: используется для обработки алмазов, турмалинов, топазов и рубинов. Таким способом гранят еще горный хрусталь. Классикой такого вида огранки считается маркиз. Самоцвет, обработанный таким способом, отличается тем, что от его поверхности максимально отражается свет.
  • Ступенчатая: подходит для огранки гранатов, рубинов, сапфиров и изумрудов. Такой тип обработки делает светлые камни выше, а темные меньше. Работа мастера направлена на поддержание красоты минерала.
  • Смешанная: требует от ювелира особых навыков, относится к фантазийной. По этой причине стоимость работы будет довольно высока, обработка способна подчеркнуть цвет и красоту камня, а также заставит его сверкать под лучами солнца и при искусственном освещении.

Разновидности огранки камней бывают разными, работа мастера влияет на стоимость украшений и в некоторых случаях способна превратить малопримечательный минерал в настоящий шедевр.

Фантазийная огранка имеет как минусы, так и плюсы, от ювелира понадобится виртуозно владеть квадрантом и обладать неплохой фантазией. Впрочем, некоторые эксперты утверждают, что нет ничего лучше, чем классика. По этой причине многие бриллианты имеют круглую форму. Считается, что такие камни сияют ярче, поскольку обработка помогает им раскрыть все свои прелести.

От чего зависит цена топаза? Почему один топаз стоит дороже другого, если оба облагорожены?

Геммология считает топаз полудрагоценным камнем, однако не снижающийся на протяжении нескольких веков кряду мировой спрос позволяет понять: топаз – камень драгоценный! Во всяком случае, еще не так давно лучшие из бесцветных топазов подменяли собой бриллианты и украшали королевские короны.

Интересной природной особенностью топаза является изменчивость его цвета. В отличие от большинства кристаллов, топазы меняют окраску не из-за наличия примесей в массиве камня, а из-за дефектов в строении кристаллической решетки.

Современные экспериментаторы научились менять цвет кристаллических алюмосиликатов (топаз – обобщающее название некоторых разновидностей соединения) путем нагревания и (или) жесткого рентгеновского облучения камня. Замечено, что при нагревании топазы обесцвечиваются, а под воздействием радиоактивного излучения их окраска сгущается.

Простая, но в то же время красивая форма огранки способна преобразить любой камень. Голубые топазы, что на фото демонстрирует это правило, как никогда хорошо.

Цвет топаза - самый важный критерий цены

Цена на все прозрачные камни ювелирного качества определяется четырьмя параметрами. Это цвет, чистота, совершенство огранки и масса. При оценке важно отметить не какое-либо отдельно взятое качество самоцвета, а охватить совокупность всех достоинств изделия.

Для топаза наиважнейшую роль при определении стоимости играет цвет, точнее, и цвет, и происхождение кристалла. Самым высоким спросом у ценителей пользуются топазы желтого, розового, красновато-оранжевого цвета.

В природе топазы красных оттенков встречаются крайне редко, и потому на мировом рынке такие камни оцениваются дорого и очень дорого. Неудовлетворенный спрос на редкие кристаллы заставляет торговцев искать пути создания имитаций и изготовления разного рода подделок. Так что научиться отличать естественный цвет природного топаза от цвета, который ему придали с помощью облагораживания – стоит!

Розовый топаз естественного происхождения продается в пять-десять раз дороже, нежели кристалл тоже природный, но облагороженный для обретения красивого розового оттенка.

Императорский топаз

Императорские топазы добывают в Бразилии. Не так давно отличного качества топазы с преобладанием розовых тонов были найдены в Пакистане. Когда мы можем назвать топаз империалом? Когда его природный цвет можно определить как желтый, розовый, лососевый, или смешанный: цвет лотоса, красно-желтый, красновато-оранжевый, пурпурно-розовый.

Самым дорогим среди императорских считается розовый топаз, либо камень с явным преобладанием красных тонов. Такой самоцвет оценивается в диапазоне от 500-т до 3500-т долларов за карат. Желтый империал-топаз дешевле: его стоимость колеблется в пределах от 70-ти до 500-т долларов за карат.




Розовый императорский топаз. Фантастическая красота дорогого камня наиболее сильно проявляется при искусственном освещении. Красновато-оранжевый империал топаз. Особенности каплевидной огранки дали камню возможность полыхать ярким внутренним пламенем. Достижение гармоничных цветовых контрастов в игре света на гранях империал-топаза – свидетельство высокого мастерства огранщика. Каждое украшение такого класса – уникально! Желтый империал топаз. Насыщенный природный цвет, нежно-розовые всполохи преломленных лучей, безупречная форма и геометрически выверенная симметричность граней делают прекрасный камень неповторимым ювелирным изделием.

Природные империал топазы нечасто «выбираются» за пятикаратную планку массы, и уж совсем редко достигают весового порога в 10 карат.

Иногда на рынке драгоценных камней встречаются топазы розового цвета, которые продаются как стопроцентно натуральные. Чаще всего продавец лукавит. Скорее всего, продаваемые топазы хоть и добыты в природе, но оцвечены искусственно. Лилово-розовый цвет кристалла – как правило, результат термообработки.


Но даже искусственно обработанный розовый камень стоит дороже топаза голубых оттенков. Ответ на вопрос: «Почему?» ищите в статье про империал топазы.

Соломенный цвет шампанского

Ниже империалов в иерархическом списке цен располагаются топазы с преобладаем желтых тонов в цвете. Такой камень может походить на шампанское или золотистый чайный настой. Некоторым топазам присущ коричневатый цвет с легкими оттенками красноты или желтизны. Подобные камни расцениваются в диапазоне от 25-ти до 70-ти долларов за карат.

Немалую роль в оценке играет насыщенность цвета и общая привлекательность камня.




Светло-желтый топаз. Красивая природная желтизна, приглушенная серо-зеленоватыми тонами, делает камень довольно дорогим. Натуральный топаз с легким оттенком неяркой желтизны. Изюминка его привлекательности состоит в способности давать блики густого цвета. Любоваться игрой света в таком камне можно бесконечно! Топаз цвета розового шампанского. Изысканность и благородство – главные качества и природного самоцвета редкой окраски, и пьянящего напитка.

Искусственные цвета природных топазов

Как ни странно, но искусственно розовый топаз в цене ненамного, но все же дороже, чем голубые топазы. А ведь по долговечности окраски топазы холодных оттенков намного превосходят самоцветы теплых тонов! По всей видимости, эстетическая выразительность камня в совокупности с технологическими энергозатратами перевешивает недолговечность искусственной красоты розового цвета.

Однако ценовое превосходство рукотворно розового топаза наблюдается лишь в определенной весовой категории камня. Топаз массой до 10-ти карат есть смысл сделать розовым: его цена резко поднимется! Более массивные камни от такой «перекраски» только пострадают в ценовом отношении.

Неравномерно текущее обесцвечивание быстро превратит крупный розовый топаз в невыразительную стекляшку. Поэтому камни размером в 10 карат и выше обычно «красят» в более стойкий голубой цвет. Цена такого изделия повышается весьма значительно.

В розничной торговле Таиланда за десятикаратный розовый топаз с покупателя берут от 10-ти до 15-ти долларов за каждый карат веса. В той же лавке самый дорогой (и самый синий) среди голубых топазов – London Blue Topaz – стоит от 5-ти до 10-ти долларов за карат.

Чуть дешевле Лондонского топаза камни, носящие название Swiss blue и Sky blue – «Швейцарский голубой» (цветом погуще) и «Небесно-голубой» (цветом пожиже) топазы. Разница в цене определяется не эстетической выразительностью и ювелирной ценностью, а суммой затрат на облагораживание.

Бесцветные топазы чаще всего попадают на прилавок после цветовой коррекции. Природный камень может обладать невыразительным бурым (серым, грязно-молочным) оттенком. Из такого сырья при всем желании украшения не создать. Зато у бесцветных камней есть свои верные почитатели!

Среди белых (то есть неоцвеченных) топазов особо отличают кристаллы с характерным объемным рисунком внутри. Когда хаотичное, когда упорядоченное расположение рутиловых игл в массиве камня порой создает впечатляющие эффекты. Такие камни гранят кабошонами, чтобы игра света в гранях не мешала обозрению природных красот топазов.

Стоимость бесцветных и рутиловых топазов относительно невелика, но сильно зависит и от размера камня, и от качества огранки, и от «пейзажности» рисунка включений.


Белый, точнее бесцветный топаз. В мире его ценят мало, зато на территории бывшего СССР ювелирная ценность белого топаза признается неоспоримой!

Самые броские – наиболее дешевы!

С точки зрения непосвященного в геммологию человека самым красивым является топаз радужной окраски – так называемый «Мистик-топаз». Не менее интересен «Азотик-топаз», названный по имени фирмы, изобретшей технологию магнетронного напыления.

Магнетрон – это генератор сверхвысокочастотных электромагнитных колебаний. Мощный луч такого излучения буквально «вколачивает» молекулы металла в поверхность алюмосиликатного кристалла. Результатом воздействия становится разложение светового потока на границах сред и образование красивейшей переливчатой картины.

Умопомрачительно красивые азотик и мистик топазы оцениваются не дороже пяти долларов за карат – во многом еще и потому, что магнетронная обработка дает не особенно стойкий результат. Достаточно забыть кольцо с прекрасным мистик-топазом на ярко освещенном подоконнике, и эффектность камня снизится.




Розовый топаз. Цвет не натуральный. Заметны синие тона в красных отблесках. Отличить искусственный розовый топаз от натурального несложно именно из-за синеватых тонов оцвеченности камня. Азотик топазы. Броские, красивые, недорогие! Мистик топаз. Он первым обращает на себя взгляд покупателя. Зеленые тона, крайне редкие для природных топазов, горячо любимы всеми ценителями самоцветов. Разноцветица бликов – как девичий макияж для дискотеки...

Прозрачность и блеск как факторы стоимости топазов

Чистота кристалла и блеск полированной поверхности камня во многом формируют привлекательность украшения. Поверхностный глянец – результат использования качественных шлифовальных и полировочных материалов. Да и чистота кристалла у топазов обычно рукотворна.
Многие из добываемых топазов полупрозрачны на просвет. Они словно налиты молоком – когда густым, когда жидким, словно туманная дымка. Современные технологии позволяют «повернуть» атомы в кристаллической решетке так, чтобы топаз обрел полную прозрачность. Однако случайное нагревание прозрачного как хрусталь топаза может вернуть ему природную замутненность...




Sky blue топаз. Перфектная огранка. Классические пропорции, идеальное качество полировки. В норме такой пятикаратный камень может стоить 200 долларов. На изготовление украшения ушло намного больше времени, чем на грубую обточку топаза овалоподобной формы тайским самоучкой. Стандартная качественная огранка топаза. При хорошем исполнении и значительном (около 10 карат) размере, такие топазы заполняют среднюю ценовую нишу ювелирного рынка. Посредственное качество (скорее всего таиландской ручной) огранки. Сомнительные пропорции. Цена за карат такого топаза ниже средней, особенно, если камень невелик. Цвет – будь он хоть London Blue, хоть Swiss blue – не спасает.

Огранка, пропорции, масса

Ручная сборка во всем промышленном мире – признак высокой классности изделия. Ручная огранка драгоценного камня, напротив, снижает его качество. В слаборазвитых странах (так уж сложилось, что основная добыча топазов ведется именно там) гранение самоцветов осуществляется «на глазок». Много ли среди случайных ремесленников прирожденных мастеров с твердой рукой и наметанным взглядом? Один на тысячу! Вот и удачных топазов ручного гранения – один на тысячу.

Умение верно интерпретировать природную форму камня и подобрать для изделия пропорции, позволяющие максимально сберечь вес и сделать украшение выразительным, называется талантом. Таланты редки! Немного и топазов фантазийного гранения, достойных выставочной витрины.


Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении