Найди себя - Женский портал

Двух-, трех-, четырехстопные размеры. Ямб и его разновидности. Хорей и его типы. Как определить размер в стихотворении Трехсложный стихотворный размер анапест. В чем особенность

Формы стихотворного ритма разнообразны. Русское стихосложение опирается на силлабо-тоническую (слогоударную) систему стихосложения.

Силлабо-тоническое стихосложение – способ организации стихотворения, при котором ударные и безударные слоги чередуются в определённом порядке, неизменном для всех строк стихотворения. Правила силлабо-тонического стихосложения были разработаны Василием Кирилловичем Тредиаковским («Новый и краткий способ к сложению стихов Российских» 1735) и («Письмо о правилах российского стихотворства», 1739). К середине XVIII века такой способ организации стихотворения стал главенствующим в русской поэзии.

Под стихотворным размером понимают правила чередования безударных и ударных слогов в стихе, иными словами – чередование стоп.

Стопа – это последовательность одного или нескольких безударных (слабых) и одного ударного (сильного) слога, чередующихся в определённом порядке. Для классических размеров стопа состоит либо из двух слогов (хорей и ямб – двусложные стихотворные размеры), либо из трёх (дактиль, амфибрахий и анапест – трёхсложные стихотворные размеры). Стопа является минимальной структурной единицей стиха. Количество стоп в одной поэтической строке учитывается при определении стихотворного размера. Количество стоп соответствует числу ритмических ударений в одной строке.

В русском стихосложении выделяют пять стихотворных размеров : хорей, ямб, дактиль, амфибрахий и анапест.

Хорей , или трохей (от греч. horeios – плясовой) – двусложный размер, где ритмические ударения падают на нечётные слоги . Стопа хорея схематически выглядит так: | – (знаком “|” условно обозначим ударный слог, а знаком “–“ безударный).

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя…
(А.С. Пушкин)

| – | – | – | –
| – | – | – |

В данном случае перед нами пример 4-стопного хорея . (При этом следует учитывать, что ритмические ударения не всегда совпадают с обычным словесным ударением, и в слове иногда может быть два ритмических ударения – в приведённом примере слово «снежные» обладает двумя ритмическими ударениями. "Лишнее" ритмическое ударение называется пиррихием).

Ямб (от названия древнегреч. музыкального инструмента) – двусложный размер, где ритмические ударения падают на чётные слоги .

Стопа ямба схематически выглядит так: – |

Мой дядя самых честных правил.
Когда не в шутку занемог…
(А.С. Пушкин)

– | – | – | – | –
– | – | – | – |

В данном случае перед нами пример 4-стопного ямба .

Один из героев романа Ильфа и Петрова «Золотой телёнок» - Васисуалий Лоханкин – общался с окружающими исключительно пятистопным ямбом:

Я к вам пришёл навеки поселиться.
Пожар, пожар пригнал меня сюда.
(И. Ильф, Е. Петров)

– | – | – | – | – | –
– | – | – | – | – |
Это пример 5-стопного ямба .

Комедия "Горе от ума" написана разностопным ямбом, т.к. в тексте произведения используется разное количество стоп в ямбических строках:

Молчать!
Ужасный век! Не знаешь, что начать!
Все умудрились не по летам.
А пуще дочери, да сами добряки.
Дались нам эти языки!
(А.С. Грибоедов)

– |
– | – | – | – | – |
– | – | – | – | –
– | – | – | – | – | – |
– | – | – | – |

Это пример разностопного ямба . В каждой из строк от одной до шести стоп.

Дактиль (от греч. daktilos – палец) – трёхсложный стихотворный размер, где ритмические ударения падают на 1-й, 4-й, 7-й и т.д. слоги.
Стопа дактиля схематически выглядит так: | – –

Славная осень! Здоровый, ядрёный
Воздух усталые силы бодрит…
(Н.А. Некрасов)

| – – | – – | – – | –
| – – | – – | – – |
Это пример 4-стопного дактиля .

Амфибрахий (от греч. amfibrahus – с обеих сторон краткий) – трёхсложный стихотворный размер, где ритмические ударения падают на 2-й, 5-й, 8-й и т.д. слоги .
Стопа амфибрахия выглядит так: – | –

К отцу, весь издрогнув, малютка приник.
Обняв, его держит и греет старик.
(В.А. Жуковский)

– | – – | – – | – – |
– | – – | – – | – – |

Это пример 4-стопного амфибрахия .

По синим волнам океана,
Лишь звёзды блеснут в небесах…
(М.Ю. Лермонтов)

– | – – | – – | –
– | – – | – – |
Это пример 3-стопного амфибрахия .

Анапест (от греч. anapestos – отражённый назад, т.е. обратный дактилю) – трёхсложный стихотворный размер, где ритмические ударения падают на 3-й, 6-й, 9-й и т.д. слоги .

Стопа анапеста выглядит так: – – |

Назови мне такую обитель,
Я такого угла не видал…
(Н.А. Некрасов)

– – | – – | – – | –
– – | – – | – – |
Это пример 3-стопного анапеста .

Ямб (др. греч, предположительно от названия музыкального инструмента):

1) в античной метрике, простая стопа, двусложная, трехмерная, короткий слог + долгий слог (U-); в силлабо-тоническом стихосложении (например, русском) - безударный слог + ударный слог;

2) то же, что стих, состоящий из ямбических метров.

Ямб - наиболее распространенный метр русской поэзии, необычайно разнообразен и многолик.

Возможны очень короткие (одно-двухстопные) размеры ямба, так и сверхдлинные размеры.

Н-р, двустопный ямб :

«Играй, Адель,

Не знай печали;

Хариты, Лель

Тебя венчали...»

А. Пушкин

Но наиболее часто встречаются четыре основных размера, занимающие среднюю часть «спектра» - от трехстопного до шестистопного ямба.

Трехстопный ямб сравнительно короток и достаточно прост по звучанию. Его быстрый темп хорошо подходит для шуточный, юмористических, сатирических и даже афористических стихотворений . Прекраснейший пример – сатирическая «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева» (А. К. Толстой) :
«Послушайте, ребята,
Что вам расскажет дед:
Земля у нас богата,
Порядку только нет. »
В этих коротких строках умещается немного слов. Предельная простота речи, её лаконичность, простота и ясность рифм.

Четырехстопный ямб – средний по длине размер, необычайно разнообразный и богатый. Это любимый и прославленный ямбический размер.
Четырехстопным ямбом написано невероятное количество стихов. Это и «Онегин», и «Полтава», и «Медный Всадник», и «Мцыри». Самые невероятные сочетания дает этот размер – от комического до героического и трагического; от широчайшей эпики, до проникновенного лиризма.

Это самый богатый ритмически размер. Брюсов, вообще очень любивший в хорошем смысле «поверить алгеброй гармонию», подсчитал количество возможных ритмических вариаций четырехстопного ямба. Их оказалось около 100000. Как они получаются? За счёт ипостас, то есть замены ямбических стоп пиррихиями, спондеями и хореями. Большое значение имеют и окончания строк – они могут завершатся ударным слогом (мужские) , безударным (женские) , двумя безударными (дактилические) , тремя и более безударными (гипердактилические) . В сумме всех этих сочетаний и получается поражающая воображение цифра 100000… Понятно, что при таком богатстве ритмики четырехстопный ямб применим для стихотворения или поэмы любой темы, для осуществления любого замысла.

Четырехстопный ямб:

Двадцатый век. Еще бездомней,

Еще страшнее жизни мгла...

Пятистопный ямб , согласно тому же Брюсову, почти так же богат. В русской поэзии он очень част и встречается в самых разнообразных формах. В русской поэзии такой размер часто использовали с цезурой (ритмической паузой) после второй стопы:

«Росится путь, // стучит копытом звонким
О камни конь, // будя в лесу глухом… »

(М. Кузмин)
Эта цезура (обозначена как //) была унаследована от французского силлабического десятисложника, на основе которого и возник пятистопный ямб русской поэзии. В ХХ веке эта особенность была практически утрачена.
Пятистопным ямбом обычно пишется русский сонет .

Пятистопный ямб:

Волчица ты! Тебя я презираю!

К Птибурдукову ты уходишь от меня!

(Ильф и Петров, "Золотой телёнок")

Шестистопный ямб – последний из распространенных ямбических размеров. Это уже длинный размер, поэтому он, как правило, используется с цезурой, делящей его на два полустишия, сводящихся к трехстопному ямбу. Этим объясняется меньшее ритмическое разнообразие этого размера по сравнению с двумя предыдущими. Цезура в шестистопном ямбе также заимствована из французского стихосложения – а именно, из силлабического двенадцатисложника. Цезуры в шестистопном ямбе могут быть мужскими (с окончанием на ударный слог):
«Пью горечь тубероз, // небес осенних горечь
И в них твоих измен // горящую струю.
Пью горечь вечеров, // ночей и людных сборищ,
Рыдающей строфы // сырую горечь пью» (Пастернак) ,
но могут быть и женские:
«Уединенный остров, // чуть заметный в море,
Я неуклонно выбрал, // - золотой приют… » (Брюсов)

Это все были равностопные размеры, где в каждой строке одинаковое количество стоп. Но в русской поэзии широко распространены и разностопные ямбы, в которых длинные строки закономерно чередуются с короткими. Прекрасные примеры сочетания четырехстопного ямба с двухстопным есть у Пастернака:
«Достигнутого торжества
Игра и мука –
Натянутая тетива
Тугого лука. »

Существует также характерный размер русской поэзии – вольный ямб, где длинные строчки незакономерно чередуются с короткими. Это размер русских басен:
«На ель ворона взобралась,
Позавтракать совсем уж собралась» (Крылов)

ХОРЕЙ - стопа, состоящая из двух слогов, при первом ударном слоге, как, напр., «буря». Сравнительно с ямбом хорей беднее в отношении ипостасирования (ипостаса - замена одной стопы другой), и ритмы его поэтому не так богаты, как ямбические (Валерий Брюсов «Наука о стихе»). В связи с некоторой ограниченностью ипостас весьма существенное значение для ритмизации хорея приобретают малые цесуры (межсловесные перерывы).

Как ипостасы в хорее наблюдаются: 1) пиррихий, 2) спондей и 3) ямб («Наука о стихе» Брюсова). Примером ипостасы пиррихием, несомненно самой распространенной, может явиться следующий Тютчевский стих:

«Вечер мглистый и ненастный» (ипостаса пиррихием в стопе - «и не»).

Весьма интересны замены хорея спондеем и ямбом, которые обычно служат для того, чтобы выдвинуть тематическую сторону ипостасируемой стопы. Особенно резко бросается это в глаза при замене хорея ямбом, который представляет стопу обратную хорею, почему эта ипостаса и встречается редко. См. приводимый Брюсовым пример: «Пролетарии всех стран, соединитесь» (Минский) (ямбической ипостасой выделено слово «всех»).

Пример спондаической ипостасы хорея встречаем мы в следующем

стихе Тютчева: «Он всю душу мне потряс».

Благодаря ипостасе, здесь оказывается выделенным тематически важное слово «всю».

Двустопный хорей : /_ /_

Тихой ночью
свет в окошке.
Мне не спится -
снег искрится...
- Спи со мною,-
шепчет кошка...

Трёхстопный хорей : /_/_/_

Сердце бьётся лихо,
снег кружится вихрем.
Ветры не пускают -
страхи в пот бросают.

Четырёхстопный хорей : /_/_/_/_

В даль летят галопом кони!
Мчатся дикие аллюром.
Их намёт правосторонний
Вмиг растаял в утре хмуром.

Пятистопный хорей : /_/_/_/_/_

Где ты спал сегодня Южный ветер?
Крылья где, твои, ласкали травы?
Ветер ничего мне не ответил -
Лишь погладил волосы лукаво...

Шестистопный хорей : /_/_/_/_/_/_

Бережно слова перебирая, в шёпот,
Словно струями журчащими играя,
Как и прежде, шестистопным метром,
Легкокрылые поэты сочиняют...

Семистопный хорей : /_/_/_/_/_/_/_

Нет покоя совести, в её звенящей Правде...
Временем не вылечишь зарубок жизни грешной...
Рукописи не горят - не смыть нам дел кровавых -
Всем Спаситель нужен из Миров не здешних...

Когда в XVIII веке еще только формировались основы силлабо-тонической метрики, между Тредиаковским и Ломоносовым возникла дискуссия о том, какие метры возможны в русском стихосложении, и какие наиболее приемлемы. Тредиаковский считал, что русские стихи, прежде всего, следует писать хореем, что этот метр лучше всего подходит для русского языка. Ломоносов не возражал против хорея как такового, но отстаивал достоинства ямба. Тредиаковский же считал ямб в русской поэзии неприменимым.

С той поры прошло достаточно времени, чтобы смело говорить о применимости обоих метров. Но вот какая деталь – ямб гораздо чаще используется, чем хорей. Им написано большинство русских стихотворений в XIX веке, да и ныне – этот метр лидирует. Понятно, что Тредиаковский был неправ. Но до какой степени? Если углубиться в этот вопрос, нам предстоит много неожиданного.

На самом деле, хорей, наряду с пэоном III и акцентным стихом, имеет древнейшую историю в русской поэзии. Многие былины написаны именно хореем. Он же встречается и в древнерусских духовных стихах. Больше того, народная поэзия, уже после становления русской книжной поэзии, продолжала отдавать предпочтение хорею. Что же такое хорей?

Это двусложник, основная стопа которого начинается с ударного слога, а завершается безударным. Это метр, сильные места которого приходятся на нечетные слоги, начиная с первого. Как и в ямбе, помимо собственно хореических стоп, в составе стиха могут быть (и должны быть) другие двусложные стопы – пиррихий, спондей, ямб.

Размеры хорея очень разнообразны. Вот трехстопный хорей :
«Горные вершины
Спят во тьме ночной,
Тихие долины
Полны свежей мглой» (Лермонтов, вольный перевод Гёте)

Или так:
«Зацвела на воле
В поле бирюза.
Да не смотрят в душу
Милые глаза» (Бунин)

Стихотворение Бунина, откуда взят этот отрывок, называется «Песня». Хорей очень подходит для песенного жанра , и им написано множество русских песен, в том числе и общеизвестная: «Ой, цветёт калина / В поле у ручья». Кстати, тоже трехстопный хорей.

Четырехстопный хорей – размер русской частушки . Сколько этих частушек сочинено, про то один Бог ведает, а нам не сосчитать. Но, кроме частушек, этим размером написаны многие хрестоматийные стихотворения:
«Мчатся тучи, вьются тучи,
Невидимкою луна
Освещает снег летучий,
Мутно небо, ночь мутна» (Пушкин)

Четырехстопный и пятистопный хорей широко распространены в русской поэзии, встречаясь чаще всего в народных стихах, реже – в стихах литературных, книжных . Эти размеры непросты из-за того, что очень часто использовались в народной поэзии и потому очень сильно тяготеют к ее темам и ритмам. Здесь удивительно владение хореем Пушкина, который мог с одинаковым успехом дать и его «книжную», как в «Бесах», так и его народную, как в «Сказке о царе Салтане» вариацию, без единой фальши.

В шестистопном хорее (как и в шестистопном ямбе) обычна цезура в середине стиха:
«У бурмистра Власа // бабушка Ненила» (Некрасов).

Впрочем, встречается и нецезурированный шестистопный хорей – в народных песнях:
«Сладку водочку, да наливочку…»

Есть еще семистопный хорей . Он получил большое распространение в эпоху Серебряного века , причем известны две его разновидности – с цезурой после четвертой стопы, и бесцезурный. Пример бесцезурного семистопника – у Брюсова («Конь Блед»):
«Улица была как буря. Толпы проходили,
Словно их преследовал неотвратимый рок,
Мчались омнибУсы, кэбы и автомобили,
Был неисчерпаем яростный людской поток.»

Наконец, опять по аналогии с ямбом, существуют неравностопные виды хорея , а также вольный хорей . Последний часто использовался Маяковским в его полиметрических композициях:
«Подступай к глазам, разлуки жижа,
Сердце мне сентиментальностью расквась!
Я хотел бы жить и умереть в Париже,
Если б не было такой земли – Москва»
Или:
«Разворачивался и входил товарищ «Теодор
Нетте».


Варианты слова: ЯМБОМ, ЯМБЫ, ЯМБУ, ЯМБА

Входимость: 7. Размер: 87кб.

Входимость: 2. Размер: 24кб.

Входимость: 2. Размер: 11кб.

Входимость: 2. Размер: 25кб.

Входимость: 2. Размер: 74кб.

Входимость: 2. Размер: 42кб.

Входимость: 2. Размер: 52кб.

Входимость: 2. Размер: 7кб.

Входимость: 1. Размер: 17кб.

Входимость: 1. Размер: 69кб.

Входимость: 1. Размер: 29кб.

Входимость: 1. Размер: 73кб.

Входимость: 1. Размер: 54кб.

Входимость: 1. Размер: 67кб.

Входимость: 1. Размер: 13кб.

Входимость: 1. Размер: 50кб.

Входимость: 1. Размер: 17кб.

Входимость: 1. Размер: 67кб.

Входимость: 1. Размер: 38кб.

Входимость: 1. Размер: 28кб.

Входимость: 1. Размер: 42кб.

Входимость: 1. Размер: 3кб.

Входимость: 1. Размер: 22кб.

Входимость: 1. Размер: 119кб.

Входимость: 1. Размер: 13кб.

Входимость: 1. Размер: 106кб.

Входимость: 1. Размер: 138кб.


Примерный текст на первых найденных страницах

Входимость: 7. Размер: 87кб.

Часть текста: что мебель моя состояла из одного трехногого стула, а вся квартира простиралась не более как на шесть квадратных шагов, половина которых была отгорожена ширмою, за которою жительствовал мой слуга. Я находился в тесных обстоятельствах, во всевозможных смыслах этого выражения; денег у меня не было ни гроша; вещей удобопродаваемых тоже… Как тут быть? — Милостивый государь! — закричал я громко, как бы опасаясь быть неуслышанным. — Сию секунду, — отвечал из-за ширмы голос моего человека, которого я имел обыкновение называть милостивым государем. — Как бы нам достать чернил? Ведь этак мы, пожалуй, умрем с голоду… — Да, сударь. — Вот если бы были чернила, я бы написал что-нибудь и достал бы денег. Нельзя ли взять у хозяина; вбеги впопыхах с чернильницей: очень, мол, нужно поскорей; куплю, так отдам. — Да я уж так несколько раз делал; пожалуй, догадается. — Ты прав. Не сделать бы хуже; он уж и то поговаривал, что нашу квартиру у него нанимают. Сходи лучше к лавочнику: мелких, мол, не случилось, хоть на грошик пожалуйте; да говори с ним поласковей. — Куда! Этот жид и то не дает мне покоя. Всё долгу просит. «В полицию, — говорит, — явку подам, надзирателю пожалуюсь… Этак честные люди не делают…...

Входимость: 2. Размер: 24кб.

Часть текста: их было всего лишь семнадцать лет от роду, хотя перед тем он успел уже напечатать, за полной своей подписью - Н. Некрасов, целый ряд стихотворений в "Сыне Отечества", в "Литературной газете" и в "Прибавлениях к "Инвалиду"". Некоторые из этих юношеских опытов даже обратили на себя внимание любителей поэзии. После цензурного разрешения можно было приступить к печатанию книги, но, как рассказывал впоследствии сам Некрасов, им овладели тревожные сомнения, и он решил показать раньше свою рукопись признанному королю тогдашних поэтов - Жуковскому. Последний отнесся к юному собрату с теплым сочувствием, увидав в его стихах несомненные задатки поэтического дарования, однако печатать книгу не советовал. К сожалению, было уже поздно: среди знакомых Некрасова прошла на сборник его стихов подписка, и часть полученных от нее денег была израсходована. - В таком случае, - сказал Жуковский, - не выставляйте, по крайней мере, полного вашего имени на книге. Ограничьтесь инициалами. Совет этот Некрасов принял к сведению, и в начале...

Входимость: 2. Размер: 11кб.

Часть текста: ст. 13--16 по беловому автографу, а ст. 15 по автографу ГТГ. Впервые опубликовано: ОЗ, 1877, No 1, с. 280, под заглавием: "Пророк (Из Барбье)", с подписью: "Н. Н.", без последней строфы (перепечатано: в России - ПП, также без последней строфы. ва границей - ОД, 1882, авг., No 50, с. 9, полностью, с заголовком! "Н. Г. Чернышевскому"; Правда, 1883, 3 янв., No 16, с. 3, в составе воспоминаний П. В. Григорьева, без заглавия, с рядом разночтений, из которых главным является вариант ст. 16 ("Царям земли Напомнить о Христе")). Попытка П. А. Ефремова опубликовать стихотворение в полном виде в PC (1878, No 3) не удалась по цензурным причинам (сохранились корректурные оттиски - ЦГАЛИ, ф. 191, оп. 1, No 498; ИРЛИ, ф. 265, оп. 1, No 17). В собрание сочинений впервые включено: Ст 1879, т. III (последняя строфа как "куплет, отброшенный поэтом",-- там же, т. IV, с. CI). В прижизненные издания "Стихотворений" Некрасова не входило. Автографы: 1) беловой автограф с подзаголовком: "*** (из [Байрона] Ларры)" и пометой: "В избе лесника на 125 версте М ж д, ночь, 8 авг 1874" - ИРЛИ, ф. 203, No 38; 2) автограф с заглавием: "(Из Ларры)" и датой: " 75. V. 27. Лиговск сторона", подаренный, по-видимому, в этот день П. А. Ефремову и вклеенный в принадлежавший ему экземпляр Ст 1874,-- ИРЛИ б, шифр: 18 1/2; 3) автограф без заглавия и даты - ЦГАЛИ, ф. I, оп. 1, No 614. В экземпляре "Последних песен", подаренном Некрасовым И. Н. Крамскому 3 апреля 1877 г. (ГТГ), последняя строфа стихотворения вписана поэтом от руки (заключительная, шестнадцатая строка случайно, при переплете книги, отрезана). О заглавии стихотворения и его датировке существуют...

Входимость: 2. Размер: 25кб.

Часть текста: любителей поэзiи. После цензорскаго разрешенiя можно было приступить въ печатанiю книги, но, какъ разсказывалъ впоследствiи самъ Некрасовъ, имъ овладели тревожныя сомненiя, и онъ решилъ показать раньше свою рукопись признанному королю тогдашнихъ поэтовъ - Жуковскому. Последнiй отнесся къ юному собрату съ теплымъ сочувствiемъ, увидавъ въ его стихахъ. несомненные задатки поэтическаго дарованiя,-- однако, печатать книгу не советовалъ. Къ сожаленiю, было уже поздно: среди знакомыхъ Некрасова была уже открыта на сборникъ его стиховъ подписка, и часть полученныхъ отъ нея денегъ издержана. - Въ такомъ случае,-- сказалъ Жуковскiй,-- не выставляйте, по крайней мере, полнаго вашего имени на книге. Ограничьтесь иницiалами. Советъ этотъ Некрасовъ принялъ къ сведенiю, и въ начале следующаго года "Мечты и звуки" явились въ светъ за скромной подписью H. Н. Книгъ выходило въ те времена, сравнительно, немного, и кругъ вопросовъ, которыхъ журналы имели право касаться, былъ до чрезвычайности узокъ; поэтому о каждой почти вновь напечатанной книжке, какъ бы ничтожно ни было ея значенiе, непременно появлялись более или менее пространныя рецензiи. "Мечты и звуки" Некрасова не составили исключенiя изъ общаго правила и вызвали целую кучу отзывовъ: въ "Литерат. Газете", въ "Отечести. Запискахъ", въ "Современнике", въ "Сев. Пчеле", даже въ "Русскомъ Инвалиде" и въ "Жури. Мин. Нар. Просвещенiя" (изъ видныхъ органовъ промолчалъ, кажется, одинъ только "Сынъ Отечества" Полевого, быть можетъ, потому, что Некрасовъ на его страницахъ по преимуществу печаталъ свои стихи). Въ "Жури. М. Н. Пр." стихотворецъ Менцовъ, очевидно гнавшiй о возрасте автора "Мечтанiй и звуковъ", далъ одинъ изъ наиболее сочувственныхъ отзывовъ: рецензентъ исходилъ изъ того мненiя, что при разборе сочиненiй столь юнаго поэта задача...

Входимость: 2. Размер: 74кб.

Часть текста: стихотворениям Некрасова у русской поэзии открылось второе дыхание, неповторимый рисунок некрасовского стиха навсегда запечатлелся в её облике, интонации Некрасова зазвучали в творчестве поэтов следующих поколений. В отличие от большинства своих литературных предшественников, Некрасов не получил систематического образования. Семнадцатилетним юношей с тетрадкой стихов он приехал в Петербург, надеясь начать печататься и поступить в Петербургский университет. В университет он не поступил, знаний, полученных в Ярославской гимназии, не хватило. Отец, человек жестокого и буйного нрава, обидевшись на обман — Некрасов уверил его, что в Петербурге будет поступать в Дворянский полк, военное учебное заведение, — лишил сына средств к существованию. Некрасов столкнулся с острой нуждой. Он зарабатывал репетиторством, переписыванием писем для неграмотных и каторжным литературным трудом — писал рецензии на спектакли и книги, стихотворные пародии, заметки, фельетоны и даже водевили, лёгкие развлекательные пьесы, которые с успехом шли в Петербургском Александринском театре. В 1840 году вышел первый поэтический сборник Некрасова «Мечты и звуки». В зрелые годы поэт говорил о своих юношеских стихах - "что ни прочту, тому и подражаю". В самом...

В данной статье мы узнаем про ямб и хорей, коснёмся истории появления, приведём примеры использования данных размеров, а также дадим точное определение им и сопутствующим размерам.

Ямб и хорей в литературе (как и дополняющие их, пиррихий и спондей) , относятся к двусложным стихотворным размерам силлабо-тонического стихосложения, сформировавшегося в Европе примерно в XVI — XVII в, как результат слияния силлабического стиха романских и тонического стиха германских языков.

Силлабо-тоническое стихосложение и его правила в русском языке были окончательно доработаны Ломоносовым (установившим, в частности, метр, на основе работ Тредиаковского) к середине XVIII в. И, вплоть до середины XIX в, в основном использовались двусложные размеры, смещённые затем Некрасовскими трёхсложными, а после, к началу XX в, с тенденцией размытия границ и рамок, заменены возрождающейся тоникой.

Определение что такое хорей и как он используется

Наименьшей структурной единицей стиха является стопа – последовательность ряда безударных и одного ударного слогов, чередующихся в определенном порядке. Двусложный размер с ударением на первом слоге стопы называется хорей. От др.-греч. χορεῖος - «плясовой».

И используется он, в основном, для передачи экспрессии, в танцевальных и хороводных песнях, больше подходит для передачи мелодичности.

Примеры хорея в литературе (стихи)

Бу-ря мгло-ю не-бо кро-ет,
Вих-ри снеж-ные кру-тя.
То, как зверь, о-на за-во-ет,
То за-пла-чет, как ди-тя.
(А.С.Пушкин)

Он с То-то-шей и Ко-ко-шей
По ал-лее про-хо-дил.
И мо-ча-лку, слов-но гал-ку,
Слов-но гал-ку, прог-ло-тил.
(К.И. Чуковский)

Определение что такое ямб и как он используется

Определение ямба можно дать как противовес хорею – двусложный размер с ударением на втором (последнем) слоге стопы. Хотя ямб и хорей в литературе имеют одинаковый метр, первый получил большую популярность и распространение, благодаря своей ритмике. Термин ведёт своё название, предположительно, от др.-греч. ἴαμβος, означающее название музыкального инструмента. По другой же версии, этим инструментом лишь сопровождались ямбические песнопения в честь Деметры.

По мифу, Ямба, служанка царя Келея, развеселила Деметру пением непристойных стихов с таким размером.

Примеры написания ямбом (стихи)

Четырёхстопным ямбом были написаны такие поэмы как «Евгений Онегин», «Медный всадник», «Полтава», «Мцыри».

Вы-со-кой страс-ти не и-ме-я
Для зву-ков жиз-ни не ща-дить,
Не мог он ям-ба от хо-ре-я,
Как мы ни би-лись, от-ли-чить.
(А.С.Пушкин)

Дополнительная информация по теме

Зная уже, что такое ямб и хорей в литературе, стоит дополнить информацию о двусложных размерах пиррихием – стопой их двух безударных (кратких) слогов, и спондеем – стопой из двух долгих (ударных) слогов. Именно благодаря этим вариациям, четырёхстопный ямб имеет самый богатый ритмический размер.

Согласно подсчётам Брюсова, ритмических вариации четырёхстопного ямба, с учётом мужских (ударных) и женских (безударных) окончаний строк, насчитывается… порядка 100 000! Почти столько же и у пятистопного. Такое богатство ритмики, позволяющее осуществить любой стихотворный замысел, с любыми вариациями, и сделало ямб самым распространённым размером в русской поэзии.


Видео: написание стихов размером ямб и хорей.

Стихотворный размер – это определенный порядок, в котором размещаются в стопе ударные и безударные слоги.

Стопа – это единица длины стиха; повторяющееся сочетание ударных и безударных слогов; группа слогов, на один из которых падает ударение.

Пример :

Бу́ря мгло́ю не́бо кро́ет

1) Здесь после ударного слога следует один безударный – всего получается два слога. То есть это двусложный размер. После ударного слога могут следовать два безударных – тогда это трехсложный размер.

2) В строке четыре группы ударно-безударных слогов. То есть в ней четыре стопы.

ОДНОСЛОЖНЫЙ РАЗМЕР

Брахиколон – однодольный стихотворный размер. Иначе говоря, стих, состоящий из одних ударных слогов.

Пример брахиколона:

(В.Ходасевич)

ДВУСЛОЖНЫЕ РАЗМЕРЫ

Хорей

Двусложная стихотворная стопа с ударением на первом слоге.

То есть в строке ударными являются первый, третий, пятый и т. д. слоги.

Основные размеры:

4-стопный

6-стопный

5-стопный

Пример четырехстопного хорея:

Бу́ря мгло́ю не́бо кро́ет ∩́ __ / ∩́ __ /∩́ __ / ∩́ __

Ви́хри сне́жныЕ крутя́; ∩́ __ / ∩́ __ / ∩ __ / ∩́

(А.С.Пушкин)

Ямб

Двусложная стихотворная стопа с ударением на втором слоге.

То есть в строке ударными являются второй, четвёртый, шестой и т. д. слоги.

Ударный слог может заменяться псевдоударным (со вторичным ударением в слове). Тогда ударные слоги разделяет не один, а три безударных слога.

Основные размеры:

4-стопный (лирика, эпос),

6-стопный (поэмы и драмы 18 в.),

5-стопный (лирика и драмы 19-20 вв.),

Вольный разностопный (басня 18-19 вв., комедия 19 в.)

Пример четырехстопного ямба:

Мой дя́дя са́мых че́стных пра́вил, __ ∩́ / __ ∩́ / __ ∩́ / __ ∩́ / __

Когда́ не в шу́тку зАнемо́г, __ ∩́ / __ ∩́ / __ ∩ / __ ∩́ /

Он Уважа́ть себя́ заста́вил __ ∩ / __ ∩́ / __ ∩́ / __ ∩́ / __

И лу́чше вЫдумАть не мо́г. __ ∩́ / __ ∩́ / __ ∩ / __ ∩́ /

(А.С. Пушкин)

Пример пятистопного ямба (с псевдоударными слогами, они выделены заглавными буквами):

Наря́женЫ мы вме́сте го́род ве́дать, __ ∩́ / __ ∩ / __ ∩́ / __ ∩́ / __ ∩́ / __

Но, ка́жетсЯ, нам неЕ за кЕм смотре́ть… __ ∩́ / __ ∩ / __ ∩́ / __ ∩ / __ ∩́

(А.С.Пушкин)

ТРЕХСЛОЖНЫЕ РАЗМЕРЫ

Дактиль

Трехсложная стихотворная стопа с ударением на первом слоге.

Основные размеры:

2-стопный (в XVIII в.)

4-стопный (с XIX в.)

3-стопный (с XIX в.)

Пример :

Ту́ чки небе́ сные, ве́ чные стра́н ники! ∩́ __ __ /∩́ __ __ / ∩́ __ __ / ∩́ __ __ /

Сте́ пью лазу́ рною, це́ пью жемчу́ жною… ∩́ __ __ /∩́ __ __ / ∩́ __ __ / ∩́ __ __ /

(М.Ю.Лермонтов)

Амфибрахий

Трехсложная стихотворная стопа с ударением на втором слоге.

Основные размеры:

4-стопный (начало XIX в.)

Пример :

Не ве́ тер бушу́ ет над бо́ ром, __ ∩́ __ / __ ∩́ __ / __ ∩́ __ /

Не с го́р побежа́ ли ручьи́ - __ ∩́ __ / __ ∩́ __ / __ ∩́ /

Моро́з -воево́ да дозо́ ром __ ∩́ __ / __ ∩́ __ / __ ∩́ __ /

Обхо́ дит владе́ нья свои́. __ ∩́ __ / __ ∩́ __ / __ ∩́ /

(Н.А.Некрасов)

Анапест

Трехсложная стихотворная стопа с ударением на последнем слоге.

Основные размеры:

4-стопный (с середины XIX в.)

3-стопный (с середины XIX в.)

Пример 3-стопного анапеста:

О, весна́ без конца́ и без кра́ ю - __ __ ∩́ / __ __ ∩́ / __ __ ∩́ / __
Без конца́ и без кра́ ю мечта́
Узнаю́ тебя, жи́знь ! Принима́ ю! __ __ ∩́ / __ __ ∩́ / __ __ ∩́ / __
И приве́тс твую зво́ ном щита́ ! __ __ ∩́ / __ __ ∩́ / __ __ ∩́ /

(А.Блок)

Как запомнить особенности двусложных и трехсложных размеров?

Можно запомнить с помощью такой фразы:

ХОдит домбАй! Дама, вЕчером калИтку запирАй!

(Домбай – это не только гора; в переводе с некоторых кавказских языков означает «лев»).

Теперь перейдем к трехсложным стопам.

Слово ДАМА сложилось из первых букв названий трехсложных стоп:

Д – дактиль

АМ – амфибрахий

А – анапест

И в том же порядке к этим буквам относятся следующие слова предложения:

Д актиль

В слове ДАМА буква Д означает дактиль.

В слове ВЕЧЕРОМ три слога, ударение на первом слоге.

Таким образом, трехсложный размер с ударением на первом слоге – это дактиль.

АМ фибрахий

В слове ДАМА буквы АМ означают амфибрахий.

В слове КАЛИТКУ три слога, ударение на втором слоге.

Таким образом, трехсложный размер с ударением на втором слоге – это амфибрахий.

А напест

В слове ДАМА последняя буква А означает анапест.

В третьем слове (ЗАПИРАЙ) три слога, ударение на третьем слоге.

Таким образом, трехсложный размер с ударением на третьем слоге – это анапест.

Можно еще так представить.


Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении