Найди себя - Женский портал

Дз 18 технические характеристики. Бульдозеры с поворотным отвалом. Область и эффективность применения карты

Таблица 1

Техническая характеристика бульдозеров

Продолжение табл. 1

Продолжение табл. 1

Указания по применению норм

Нормами предусмотрена разработка грунта в резервах, выемках и котлованах.

Окончательное разравнивание и уплотнение грунта нормами настоящего параграфа не учтено и нормируется отдельно в зависимости от способа разравнивания.

Перемещение ранее разработанных разрыхленных грунтов (уборка излишков грунта при планировках, перемещение грунта из отвала и др.) следует нормировать по нормам настоящего параграфа с применением коэффициента согласно примеч. 3.

Состав работы

1. Приведение агрегата в рабочее положение. 2. Разработка грунта с перемещением его и выгрузкой. 3. Возвращение бульдозера в забой порожняком.

Состав рабочих

Для бульдозеров на тракторах ДТ-75; Т-74

Машинист 5 разр.

Для бульдозеров на тракторах Т-100, Т-4АП1, Т-130, Т-180 и ДЭТ-250

Машинист 6 разр.

Таблица 2

Нормы времени и расценки на 100 м 3 грунта

Примечания: 1. Нормы и расценки предусматривают работу бульдозерами без открылков. При перемещении грунта бульдозерами с отвалами ящичного типа Н. вр. и Расц. умножать на 0,87 (ПР-1). 2. Нормами и расценками предусмотрена работа бульдозеров в грунтах естественной влажности. При работе бульдозеров в сыпучих или вязких грунтах, в которых буксуют или вязнут гусеницы тракторов, Н. вр. и Расц. умножать на 1,15 (ПР-2). 3. При перемещении бульдозером ранее разработанных разрыхленных грунтов Н. Вр. и Расц. умножать на 0,85, считая объем грунта в естественном залегании (ПР-3). 4. Нормами и расценками учтено перемещение грунта по пути с подъемом до 10 %. При подъемах до 20 % длину пути на участках с подъемом умножать на 1,2, а при подъемах св. 20 % - на 1,4 (ПР-4).

2.5. Бульдозеры и бульдозеры-рыхлители

2.5.1. Бульдозеры

Бульдозер – это самоходная гусеничная или колесная машина с регулируемым фронтально-расположенным отвалом, которая режет, перемещает и распределяет материал при движении вперед. Основное отличие бульдозера от исполнения других землеройно-транспортных машин заключается в наличии отвала, с помощью которого разрабатывается грунт и затем перемещается в виде так называемой призмы волочения.

Бульдозеры характеризуются рядом основных параметров, к которым относятся: тяговый класс, мощность двигателя базового трактора, масса машины, размеры отвала, высота подъема отвала, заглубление отвала, скорость движения, удельное давление на грунт, габаритные размеры. Тяговый класс базового трактора – главный параметр бульдозера. Он характеризует напорное усилие или силу тяги, развиваемую при минимальной скорости рабочего хода и минимальном буксовании гусениц или колес.

Бульдозеры классифицируют по назначению, типу ходового устройства, конструкции рабочего оборудования, тяговому классу базового трактора (табл. 2. 23).

Таблица 2.23

Классификация бульдозеров

Строительные

бульдозеры

Назначение

Общего назначения

Специальные

Многоцелевого назначения

Ходовое устройство

Колесное

Гусеничное

Тип отвала

Неповоротный

Поворотный

Универсальный

Управление отвалом

Канатно-блочное

Гидравлическое

Тяговый класс трактора

Малогабаритные (класс до 0,9)

Легкие (классов1,4…4)

Средние (классов 6…15)

Тяжелые (классов 25…35)

Сверхтяжелые (класса свыше 35)

Бульдозерам всех исполнений присваивается индекс в виде букв ДЗ и цифровой части, аналогичный индексу скреперов. В последнее время в ряде моделей бульдозеров стала применяться маркировка, состоящая из букв и цифр, которые обозначают индекс базового трактора. Например, индекс Б10МБ означает – бульдозер на базе трактора Т–10МБ; ТМ-25.01 – бульдозер на тракторе Т-25.01. Используются и другие системы индексации (см. техническую характеристику современных бульдозеров, выпускаемых в России и странах СНГ, табл. 2.24).

Таблица 2.24

Техническая характеристика гусеничных бульдозеров

Индекс

Базовый тягач

Масса, т

марка

тяговый

Класс

мощность,

кВт

без тягача

с тягачом

Бульдозеры с неповоротным отвалом

ДЗ-42Г

ДЗ-101А

ОБГН-4

ОБГН-4М

Б10МБ-2121

Б10М.0100Е

ТС-10

ДЗ-162

ДЗ-54

ДЗ-27

ДЗ-110А

ДЗ-35

ДЗ-35С

ДЗ-158

ДЗ-34С

ДЗ-118

ДЗ-124ХЛ

ДЗ-59

ДЗ-141ХЛ

ДТ-75М

Т-4АП2

Т-4А.01

Т-4АП2.01

Т-10МБ

Т-10М

ТС-10

ДТ-75Н

Т-100МЗ

Т-130

Т-130

Т-180

Т-180Г

Т-25.01

ДЭТ-250

ДЭТ-250М

Т-330

Т-330

Т-500

2,87

2,51

2,16

1,71

1,85

1,99

2,06

6,91

3,98

4,87

8,046

8,615

7,985

10,15

9,97

10,33

19,56

16,76

16,5

9,82

13,71

13,35

16,02

17,065

18,76

40,51

31,38

34,8

46,5

44,0

61,35

Бульдозеры с поворотным отвалом

ДЗ-42П

ДЗ-17

ДЗ-19

ДЗ-28

ДЗ-109Б

ДЗ-171.1

ДЗ-25

ДЗ-35Б

ДЗ-60ХЛ

Д75Д

Т-100МЗ

Т-100МЗБГ

Т-130.1.Г-1

Т-130.1.Г-1

Т-170

Т-180ГП

Т-180КС

Т-330

4,73

2,25

3,96

8,42

7,43

17,1

16,32

16,28

16,5

19,32

17,9

44,69

Бульдозер (рис. 2.8) состоит из базовой машины и навесного рабочего оборудования. Бульдозерное оборудование включает в себя отвал 2 с ножами 1, толкающее устройство, состоящее из основной рамы 3, двух толкателей 7 и гидросистемы управления отвалом 6. Толкающее усилие, развиваемое двигателем трактора 5, через толкающее устройство передается на отвал, который ножами срезает грунт. Толщина срезаемой стружки регулируется гидроцилиндрами 4 подъема и опускания отвала.

При резании грунта бульдозер перемещается на рабочей скорости, обычно соответствующей первой передаче, с целью получить возможно большее тяговое усилие. Для сокращения продолжительности цикла желательно предельно сокращать путь копания, для чего грунт следует разрабатывать с возможно большей толщиной стружки. Рекомендуется при разработке слабых грунтов применять прямослойную схему резания грунта, в плотных грунтах – клиновую или гребенчатую схему.

Рис. 2.8. Бульдозер с поворотным отвалом

1 – нож; 2 – отвал; 3 – рама; 4 – гидроцилиндры подъема отвала;

5 – трактор; 6 – гидроцилиндры поворота отвала; 7 – толкатель

После образования перед отвалом призмы грунта его транспортируют при переднем ходе на расстояние и одновременно подрезают. Подрезанием компенсируются потери грунта, высыпающегося из призмы по бокам отвала. При подходе к месту отсыпки отвал поднимают, призма грунта ссыпается, образуя штабель. С поднятым отвалом бульдозер на максимально возможной скорости возвращается в забой задним ходом (при небольших расстояниях передвижения) или передним ходом с разворотами.

В последнее время некоторые модели неповоротных и поворотных гидравлических бульдозеров снабжаются автоматизированными системами управления отвалом «Копир-Автоплан-10» и «Комбиплан-10», осуществляющими автоматическую стабилизацию заданного положения отвала при выполнении окончательных планировочных работ. Эти системы имеют ту же элементную основу, что и рассмотренные выше системы управления скреперами.

Система автоматики «Копир-Автоплан-10» установлена на бульдозере с поворотным отвалом ДЗ–109Б–1 (рис. 2.9). Система «Комбиплан-10» установлена на бульдозерах с неповоротным отвалом ДЗ–110А–1 и ДЗ–110В–1.

Рис. 2.9. Аппаратура системы "Копир-Автоплан-10"

1 – источник лазерного излучения; 2 – фотоприемное устройство (ФПУ); 3 – механизм перемещения (МП) с датчиком обратной связи;

4 – тахогенератор (ТГ); 5 – датчик ДКБ; 6 – пульт управления;

7 – аккумулятор

Техническая производительность бульдозера при резании и перемещении грунта, м 3 /ч, определяется по формуле

П Т = 3600 V пр К У К С / Т Ц, (2.21)

где V ПР – геометрический объем призмы волочения грунта (в плотном теле), м 3 ;

V ПР = 0,5 L H 2 / ctgφ o K p , (2.22)

где L, H – соответственно длина и высота отвала; φ о – угол естественного откоса при перемещении материала (среднее значение φ о = 30°; ctg φ o = 1,73); К Р – коэффициент разрыхления грунта (для грунта 1-й группы равен 1,1; 2-й группы – 1,2; 3-й группы – 1,3); К У – коэффициент, учитывающий влияние уклона местности (табл. 2.22); К С – коэффициент сохранения грунта при его транспортировке:

К С = 1 – 0,005 S в , (2.23)

где S в – дальность перемещения (возки) грунта, м; Т Ц – продолжительность цикла, с:

Т Ц = S p / v p + S B / v B + S 0 / v o + Σ t, (2.24)

где S P , S B , S O – длина соответственно пути резания, возки грунта и обратного хода, м; S O = S P + S B ; v P , v B , v O – скорость трактора при резании, перемещении грунта и обратном ходе, м/с, (табл. 2.23); Σt – время на переключение передачи, опускание отвала, остановки в начале и конце рабочего хода и др. вспомогательные операции (в среднем Σ t = 15…20 с).

Длина пути резания грунта

S p = V пр / Lh c (2.25)

где V ПР – объем призмы волочения грунта, м 3 ; L – длина отвала бульдозера, м; h С – толщина срезаемого слоя грунта, м, (табл. 2.23).

Таблица 2.22

Влияние уклона местности на производительность бульдозера

Направление

резания

Значение коэффициента К У при уклоне местности, %

Под уклон

На подъем

0,85

Таблица 2.23

Основные технологические параметры работы бульдозера

Примечание: В затраты труда по карте включено время на подготовительно-заключительные работы - 5 % и отдых - 10 %.

Снижение затрат труда и повышение выработки на 4,5 % достигается в результате совмещения рабочих операций машинистом бульдозера и применения продольно-поперечной схемы.

. Подготовка и условия выполнения процессов

Представляет собой универсальную землеройно-транспортную машину, состоящую из гусеничного или пневмоколесного трактора, оснащенного навесным оборудованием и органами управления. Навесное бульдозерное оборудование состоит из: отвала с ножами; толкающей рамы с подкосами, к которым крепится отвал; привода, обеспечивающего подъём и опускание отвала во время работы, а в отдельных моделях бульдозеров также и изменение положения отвала в плане.
На дорожно-строительных работах преимущественное распространение имеют бульдозеры на базе тракторов: ДТ-75М, Т-4АП2, Т100МЗГС, Т-ЮОМЗГП, Т-130.1-Г-1, Т-150, Т-150К, ДЭТ-250М, Т-ЗЗО, Т-500, имеющие соответственно классы тяги: 3 (30), 4 (40), 6 (60)-, 10 (100) и 25 (250) кгс (кН).
Современной тенденцией развития бульдозеров являются расширение их типоразмеров и увеличение единичной мощности, что обеспечивает повышение производительности и снижение себестоимости работ. Перспективный типаж бульдозеров на гусеничных тракторах по тяговым классам составляет 1,4,6,10, 15, 25, 35,50, 75, 100,150.
Тракторы как базовые машины снабжаются гидроприводами управления навесным бульдозерным и рыхлительным оборудованием потребляемой мощностью до 60 % от общей мощности тракторного двигателя при давлении в гидросистемах 16-20 МПа, что обеспечивает возможность значительно заглублять отвал или зубья рыхлителя, а также разрабатывать прочные грунты. Для независимого управления подъёмом и перекосом отвала в современных бульдозерах предусматриваются раздельные гидроприводы.
Рабочий процесс бульдозера складывается из резания грунта и транспортирования его на относительно небольшие расстояния, не более 100 м.
Бульдозерами можно выполнять расчистку полосы отвода с удалением кустарника, деревьев, крупных камней, растительного слоя, снега и т. п.; планировку различных строительных площадок, включая объекты дорожного строительства; перемещение и разравнивание грунтов в насыпях, отсыпаемых другими машинами; перемещение экскаваторных и скреперных отвалов в кавальеры; разработку профильных выемок в кавальеры, а там, где возможно, ив насыпи; возведение насыпей при перемещении грунтов из боковых резервов; засыпку ям и оврагов; устройство временных дорог и проездов; разработку песчаных и гравийных карьеров; перемещение и погрузку сыпучих материалов (песка, гравия, щебня и др.) в карьерах и на складах.
Работы по подборке и штабелированию строительных материалов на складах предпочтительнее выполнять бульдозерами на пневмоколесном ходу, так как бульдозеры на гусеничном ходу гусеницами трактора загрязняют материал.
- маневренные и высокоэффективные машины, обладающие высокой проходимостью. На долю бульдозеров в дорожном строительстве приходится не менее 50 % общего объёма земляных работ.
Бульдозеры классифицируются по основным признакам : по назначению, тяговым показателям (тяговому классу базовой машины), типу ходовой части, рабочему органу и виду управления рабочим органом.
По назначению бульдозеры подразделяются на общего назначения и бульдозеры специального назначения. Бульдозеры общего назначения применяют для всех основных видов землеройно-транспортных и вспомогательных работ преимущественно для разработки грунтов I, II и III категорий. Бульдозеры специального назначения - в особых условиях (к специальным бульдозерам относятся толкачи, бульдозеры для работы в подземных и подводных условиях и.т. п.).
По тяговым показателям базовых машин бульдозеры подразделяются на сверхлегкие, легкие, средние, тяжелые и сверхтяжелые.
К сверхлегким относятся класс до 0,9 мощностью 18,5 - 37,0 кВт, к легким - класс 1,4 - 4,0 мощностью 37,0 - 96,0 кВт, к средним - класс 6,0 — 15,0 мощностью 103-154 кВт, к тяжелым — класс 25-35 мощностью 220-405 кВт и к сверхтяжелым - класс свыше 35 мощностью 510 кВт и более.
По ходовой части бульдозеры подразделяются на гусеничные и пневмоколесные ; по рабочему органу - с неповоротным и с поворотным отвалами; по виду управления рабочим органом - с механическим, гидравлическим и пневматическим управлениями.
В настоящее время преимущественное распространение имеет гидравлический привод, имеющий несравненное преимущество перед механическим.
В табл. 3.1 приведены основные данные по бульдозерам с неповоротным отвалом, в табл. 3.2 - с поворотным отвалом, в табл. 3.3 - по колесным бульдозерам.
В связи с возрастающими объёмами строительства автомобильных дорог, соответственно значительного объёма земляных работ, выполняемых бульдозерами, перспективный выпуск бульдозеров направлен на увеличение единичной их мощности, а также на сочетание использования базисных тракторов двумя видами оборудования — бульдозерным и бульдозерно-рыхлительным.

Таблица 3.1

Группа

грунта

Тяговый

класс

бульдозера

Толщина

резания

грунта, см

Скорость, м/с, при

резании

грунта

груженом ходе

обратном ходе

Бульдозеры с поворотным отвалом


Бульдозер ДЗ-104 (рис. 17) предназначен для землеройных работ в сельском и мелиоративном строительстве.

Бульдозер состоит из трактора, отвала с ножами, универсальной рамы, двух толкающих брусьев, двух толкателей, двух кронштейнов крепления гидроцилиндров и двух гидроцилиндров подъема и опускания отвала.



Рис. 17. Бульдозер ДЗ-104:
1 - нож, 2 - отвал, 3 -толкатель, 4- кронштейн крепления гидроцилиндра, 5 - гидроцилиндр, 6 - трактор, 7 - толкающий брус, 8 - универсальная рама

Универсальная рама представляет собой сварную подковообразную конструкцию из двух согнутых брусьев коробчатого сечения, К передней части рамы приварена литая шаровая головка для соединения с отвалом, а к задним торцам брусьев приварены шаровые опоры, которыми рама шарнирно соединена с опорами трактора. К брусьям универсальной рамы приварены кронштейны для крепления толкателей и гидроцилиндров подъема и опускания отвала.

Толкатели, расположенные с правой стороны отвала, служат для крепления отвала к универсальной раме, для изменения угла установки отвала в плане, угла резания ножей отвала и регулирования перекоса отвала.

Бульдозер ДЗ-17 (рис. 18) предназначен для землеройных работ в дорожном, промышленном, гражданском и других отраслях строительства.

Бульдозер состоит из трактора, отвала с ножами, универсальной рамы, двух толкателей, канатно-блочной системы управления отвалом, передней стойки 3 и лебедки.

По конструкции рабочее оборудование бульдозера ДЗ-17 в основном аналогично рабочему оборудованию бульдозера ДЗ-104, передней части универсальной рамы (рис. 19) приварена литая шаровая головка 3 для соединения с отвалом.

Рис. 18. Бульдозер ДЗ-17:
1 - лебедка, 2 - трактор, 3 - передняя стойка, 4-канатно-блочная система управления отвалом, 5 - толкатель, 6 - отвал, 7 - нож, 8-универсальная рама

Рис. 19. Универсальная рама бульдозера Д3-17г-
1, 4 - левая и правая полурамы, 2, ф - кронштейны, 3 - головка, 6 - проушина, 7 - опора, 8 - шпйРька, 9 - ось, 10 - втулка

К брусьям приварены кронштейны (по три с каждой стороны) для крепления шаровых пальцев толкателей, а к задним торцам брусьев - проушины, которыми универсальная рама шарнирно соединена с опорами трактора, расположенными на- гусеничных тележках. К передней части универсальной рамы сверху приварен кронштейн с отверстиями для шарнирного соединения с нижней обоймой блока полиспаста канатно-блочной системы управления отвалом.

Толкатели, расположенные с правой и левой сторон отвала, служат для крепления отвала к универсальной раме, изменения угла установки отвала в плане, угла резания ножей отвала и для регулирования перекоса отвала. Толкатели выполнены в виде брусьев коробчатого сечения и винтовых раскосов. К. передним торцам брусьев приварены разрезные. гайки для соединения через крестовины с проушинами отвала с помощью винтов и пальцев.

Рис. 20. Бульдозер ДЗ-18:
1 - трактор, 2 - гидроцилиндр, 3 - толкатель, 4 - отвал, 5 - нож, 6 - универсальная рама

Канатно-блочная система управления отвалом бульдозера ДЗ-17 полностью унифицирована с канатно-блочной системой управления отвалом бульдозера ДЗ-53.

Бульдозер ДЗ-18 (рис.20) предназначен для землеройных работ в дорожном, промышленном, гражданском и других отраслях строительства.

По конструкции рабочее оборудование бульдозера ДЗ-18 унифицировано с рабочим оборудованием бульдозера ДЗ-17 и отличается применением гидравлического управления отвалом вместо канатного. Для соединения со штоками гидроцилиндров к универсальной раме в передней части приварены два кронштейна.

Рис. 21. Схема автоматической си-стемы стабилизации углового положения отвала «Автоплан-1»:
1 - включатель питания, 2 - предохранители, 3 – рукоять потенциометра (задатчик углового положения отвала со шкалой «Уклон -подъем», градуированный в процентах) 4 - выключатель режима настройки системы, 5 - сигнальная лампочка, 6 - рукоятка потенциометра (устанавливает степень чувствительности системы), 7 - кнопка «Автомат», в -переключатель«Вверх - вниз», 9 - лампочка, индикатор, 10 – регулировочные болты, 11 - зубчатый сектор, 12 _ защелка, и - сердечник, 14 - электромагнит, 15 – пружины, 16 - упорная шайба, 17 - корпус, 18 - золотник

Гидравлическое управление отвалом бульдозера ДЗ-18 аналогично управлению отвалом бульдозера ДЗ-54С.

Бульдозер ДЗ-18Б представляет собой модификацию бульдозера ДЗ-18 и отличается от него измененной гидравлической системой управления отвалом. В бульдозере ДЗ-18Б применена автоматическая стабилизация углового положения отвала, которая повышает качество планировочных работ и обеспечивает заданный уклон поверхности в продольном направлении в диапазоне ±29°.

Автоматическая система стабилизации углового положения отвала «Автоплан-1» состоит из аппаратуры автоматики и гидравлической системы. В аппаратуру автоматики (рис. 21) входят унифицированные приборы; блок управления, пульт управления, преобразователь углового положения III – с поворотным устройством и реверсивный гидрораспределитель IV.

Блок управления установлен в кабине трактора и служит для задания требуемого продольного уклона в пределах ±5° и преобразования сигнала преобразователя в команду, которая подается на электромагниты реверсивного гидрораспределителя.

Пульт управления предназначен для кнопочного дистанционного управления подъемом и опусканием отвала с помощью переключателя «Вверх - вниз». Автоматический режим управления включается кнопкой «Автомат».

Преобразователи углового положения с поворотным устройством установлены в защитном кожухе на универсальной раме бульдозера. В корпусе преобразователя на подшипниках свободно подвешен маятник, соединенный с подвижным контактом потенциометра. В тех случаях, когда требуется придать поверхности уклон в пределах ±29°, преобразователь настраивают вручную с помощью защелки и сектора.

Реверсивный гидрораспределитель ЗСУ-3 с электромагнитным управлением, установленный с помощью кронштейна на задней стенке картера бортовых фрикционов трактора, служит для управления гидроприводом перемещения отвала в соответствии с командами блока управления. Предохранители предотвращают перегрузку системы, поддерживая наибольшее давление 100 кгс/см2.

Обратный клапан с дросселем, установленный в трубопроводе штоковой полости гидроцилиндров подъема отвала, ограничивает скорость опускания отвала.

В остальном устройство и техническая характеристика бульдозера ДЗ-18Б такие же, как у бульдозера ДЗ-18.

Бульдозер ДЗ-109ХЛ (рис. 22) предназначен для землеройных работ в дорожном, промышленном, гражданском и других отраслях строительства.

Бульдозер состоит из трактора, отвала с ножами, универсальной рамы, двух толкателей, двух гидроцилиндров подъема и опускания отвала и трубопроводов гидросистемы.

Модификации бульдозера ДЗ-109ХЛ выпускают на базе основной модели бульдозера.

Бульдозер ДЗ-109 - обычного исполнения (для работы в интервале температур от -40 до +40°С); устройство и техническая характеристика бульдозера такие же, как у базовой модели бульдозера.

Рис. 22. Бульдозер ДЗ-109ХЛ:
1 - нож, 2 - отвал, 3 - толкатель, 4 - гидроцилиндр, 5 - трактор, 6 - универсальная рама

К атегория: - Устройство и технические характеристики машин

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА
ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ
ЦЕНТР ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА
И ЭКОНОМИЧЕСКИХ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ
(Центроргтруд)

СБОРНИК
КАРТ ТРУДОВЫХ ПРОЦЕССОВ
НА СТРОИТЕЛЬСТВО
АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

ВЫПУСК IV

Карта трудового процесса

Срезка растительного слоя грунта
бульдозером Д-259, ДЗ-18 (Д-493А)
с применением продольно-поперечной схемы

КТП-4.04-2001

Москва

Карты трудовых процессов предназначены для совершенствования организации труда рабочих, занятых на строительстве автомобильных дорог.

Карты определяют прогрессивную технологию работ, рациональное использование рабочего времени, технологическую последовательность выполнения работ на основе передовых приемов и методов труда.

Карты могут быть использованы при разработке организационно-технологической документации при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог (ППР и другие), планировании работ, а также в учебных целях при подготовке высококвалифицированных рабочих.

Сборник карт трудовых процессов подготовлен инженерами А.И. Анашко, Е.В. Купцовой, Т.В. Страховой.

Ответственный за выпуск А.А. Морозов.

. Область и эффективность применения карты

Наименование показателей

Единица измерения

Величина показателей

Выработка на 1 чел.-день

Затраты труда на срезку 1000 м 2 растительного слоя

Наименование

Бульдозер Д-259, ДЗ-18 (Д-493А)

. Приемы труда

Наименование операций

Характеристика приемов труда

Подготовка к срезке растительного слоя

До начала операции отвал бульдозера устанавливается в плане под углом 60 - 65° к оси трассы. Остановив бульдозер, М 1 опускает отвал и продолжает движение, заглубляя отвал на глубину растительного слоя.

Зарезание и укладка растительного слоя в продольный валик

М 1 - зарезает отвалом бульдозера на первой передаче растительный слой и укладывает его в продольный валик. Снятие слоя начинают от границ полосы срезки с обеих сторон, каждым последующим проходом приближаясь к оси трассы.

Разворот на обратный ход

Закончив зарезание и складирование грунта в продольный валик по длине захватки, М 1 поднимает отвал, разворачивает бульдозер и переезжает к началу следующего прохода.

Подготовка к набору грунта

М 1 на третьей передаче заднего хода возвращает бульдозер от места складирования к началу зарезания.

Набор и перемещение грунта за полосу срезки

М 1 перемещает от оси трассы в противоположные стороны грунт из валиков. Грунт перемещается на расстояние 1 - 1,5 м от подошвы насыпи или резерва. Каждый последующий проход бульдозера перекрывает предыдущий след на 25 - 30см.

Складирование грунта в валик

М 1 постепенно поднимая отвал бульдозера, на первой передаче складирует перемещенный грунт в продольные валики по обе стороны от дороги.

Возвращение к началу следующего хода

М 1 на третьей передаче заднего хода возвращает бульдозер от места складирования грунта к началу перемещения.

Дополнительный переход

После окончания перемещения растительного грунта М 1 разворачивает бульдозер и с поднятым отвалом переезжает с одной полосы отвода на другую.

Показатели ДЗ-29 ДЗ-42Г ДЗ-5 3 ДЗ-54, ДЗ-27С ДЗ-110хл ДЗ-35Б ДЗ-П8 ДЗ-60хл
Д3-54с
Базовый трактор Т-74-С2 ДТ-75М т-100мз Т-100-МЗГП Т-130.1.Г-1 Т430.1.Г-1 Т-180кс ДЭТ-250Л- [ Т-330
Мощность двигателя

трактора, кВт

55,2 55,2 79 79 117,8 117,8 132 228 243
Номинальное тяговое

усилие, кН

30 30 94 94 94 100 168 220 200
Длина отвала, мм 2520 2560 3200 3200 3200 3200 4430 4310 5480
Высота отвала, мм 800 800 1200 1200 .900 900 1200 1550 1420
Максимальный подъём

отвала, мм (над опор

ной поверхностью)

600 600 900 900 900 900 900 970 1118
Максимальное опуска-

ние отвала, мм (ниже

опорной поверхности)

200 200 1000 400 500 500 300 550 790
Угол резания, град 55 55 55 50-60 50-60 55 45-55 45-60 45-65
Угол установки отвала,

град: в планево поперечной пло-

90 90 90 90 90 90 70-90 90 55-90
±6 +6 ±4 ±6 + 5 ±12 ±6
Привод рабочего орга-

на канатно-блочный

или гидравлический

Механи-

ДЗ-21А (Д4996)

Показатели ДЗ-29 ДЗ-42Г ДЗ-53 ДЗ-54, ДЗ-54С ДЗ-2 7с ДЗ-110хл ДЗ-35Б ДЗ-118 ДЗ-60хл
Тип лебёдки или гидронасоса НШ-46У НШ-46У НШ-46У НШ-98 НШ-98 НШ46У УРС-10, НШ46У НШ-32У
Число гидронасосов 1 1 2 2 2 3 2 2
Рабочее давление в гидросистеме, МПа 10 10 10 10 10 10 7,5 14
1 2 2 2 2 4 3 2
Средняя скорость перемещения, км/ч:
транспортная 6,4-10,1 6,4-10,1 8,8-12,25 8,8-12,25 8,7-12 3,19 0-12,7
2,4 2,4 3,6 3,6 2,9 2,3 0-3,6
при возвратном движении задним ходом 4,5-5,3 4,5-5,3 4,9-9,9 4,9-9,9 3,2-7,5 2,3-12,5 0-10,6
4,5-6,4 4,5-6,4 4,4-8,8 4,4-8,8 6,4-8,7 2,3-12,5 0-6,6
Масса машины, кг:
без трактора 850 1 070 2 133 1780 1 920 2285 2 900 4 900 8420
с трактором 6 375 6 860 14 115 13 710 15 950 16 315 18300 32 440 44 700

Таблица 3.2

Показатели ДЗ-104 ДЗ-17 ДЗ-18 ДЗ-28 ДЗ-109хл ДЗ-6Охл ДЗ-64С
Базовый трактор Т-4АП2 Т-100МЗ Т-100МЗГП Т-130.1.Г-1 Т-130Л.Г-1 Т-330 Т-500
Мощность двигателя трактора, 95,8 79 79 117,8 117,8 243 368
кВт
40 60 100 94 94 220 350
Длина отвала, мм 2600 3940 3970 3940 4120 5180 5540
Высота отвала, мм 990 1000 1000 1000 1000 1420 1400
Максимальный подъём отвала, 700 1100 1050 1050 1030 1260 1000
мм (над опорной поверхностью)
Максимальное опускание отвала, 300 1000 250 440 440 690 500
мм (ниже опорной поверхности)
Угол резания, град 45-60 50-60 50-60 50-60 50-60 50-60 50-60
Угол установки отвала, град:
в плане 63-90 63-90 63-90 50-90 50-90 63 и 90 63 и 90
в поперечной плоскости +6 ±5 ±5 ±6 +6 ±10 ±6
Привод рабочего органа канатно- Механиче-
блочный или гидравлический ский
ДЗ-21А
(Д-499Б)
Тип фрикционной лебёдки или НШ46У НИ1-46У НШ-98У НШ-98У НШ-98У НШ-98У
гидронасоса
Число гидронасосов 1 2 2 2 2 2
Рабочее давление в гидросистеме МПа. 14 10 10 10 14 14

Окончание табл. 3.2

Показатели ДЗ-104 ДЗ-17 ДЗ-18 ДЗ-28 ДЗ-109ХЛ ДЗ-60хл ДЗ-64С
Число исполнительных гидроцилиндров 2 2 2 2 2 2
Средняя скорость перемещения,
транспортная 7,37-9,54 6,4-10,1 6,4-10,1 8,8-12,25 8,8-12,25 0-42,7
при резании и перемещении грунта 2,89 2,4 2,4 3,6 3,6 0-36
при возвратном движении зад ним ходом 4,68-7,04 4,5-5,3 4,5-5,3 4,9-9,9 4,9-9,9 0-10,6
при возвратном движении передним ходом 6,37-7,37 4,5-6,4 4,5-6,4 4,4-8,8 4,4-8,8 0-6,6
Масса машины, кг:
без трактора 1440 2 200 I860 2 000 650 6 730 12 000
С трактором 9 960 14 000 14 100 16 320 16 956 37 400 52 000

Таблица 3.3

Показатели ДЗ-102 ДЗ-48
Базовый трактор

Мощность двигателя трактора, кВт

Номинальное тяговое усилие, кН

Длина отвала, мм

Высота отвала, мм

Максимальный подъём отвала, мм

(над опорной поверхностью)

Максимальное опускание отвала, мм (ниже опорной поверхности)

Угол резания, град

Угол установки отвала, град:

в поперечной плоскости

Привод рабочего органа канатно-блочный

или гидравлический

Тип фрикционной лебёдки или гидронасоса

Число гидронасосов

Рабочее давление в гидросистеме, МПа

Число исполнительных гидроцилиндров

Средняя скорость перемещения, км/ч: транспортная

при резании и перемещении грунта при возвратном движении задним ходом при возвратном движении передним ходом

Масса машины, кг: без трактора с трактором

МТЗ-80 К-702

Единичная мощность выпускаемых в настоящее время отечественной промышленностью гусеничных тракторов, на которых монтируется бульдозерное и рыхлительное оборудование, достигает 368 кВт, а в ближайшем перспективном плане эта мощность будет достигать 1178 кВт.
Бульдозерно-рыхлительный агрегат предназначен для разрушения плотных и мерзлых грунтов, отделяя их от общего массива в виде различной величины глыб и кусков с последующим рыхлением. Бульдозерно-рыхлительный агрегат монтируется на задней части базисного трактора, передняя часть которого оснащена основным бульдозерным оборудованием.
В табл. 3,4 приведены основные данные по бульдозерно-рыхлительным агрегатам, применяемым в дорожном строительстве.
Бульдозеры с неповоротным и поворотным отвалами . Отличительной особенностью бульдозеров является неизменяемое или изменяемое положение их рабочих органов. В первом случае (рис. 3.1(я) положение отвала бульдозера как рабочего органа не может быть изменено в плане (вправо или влево); во втором случае (рис. 3.1, б) отвал бульдозера (как рабочий орган) может быть повернут в плане (вправо или влево) на угол до 35° в каждую сторону.

Таблица 3.4

Показатели ДЗ-Пбхл Д3-117хл ДП-9С ДЗ-94С ДЗ-95С ДЗ-96С
Базовый трактор Т-130.1.Г-1 Т-130.1.Г-1 ДЭТ-250М Т-ЗЗО Т-ЗЗО Т-500
Мощность двигателя трактора, кВт 117,8 117,8′ 228 243 243 368
Номинальное тяговое усилие, кН 94 94 220 200 220 350
Бульдозерное оборудование ДЗ-ПОхл ДЗ-109хл Д3-34с Д3-59хл ДЗ-бОхл ДС-68С
Рыхлительное оборудование ДП-26с ДП-26с ДП-9с ДП-Юс ДП-Юс ДП-11е
Число зубьев в агрегате 1 1 1-3 3 3 1
Максимальное заглубление зубьев, мм 450 450 700 700 700 1000
Ширина наконечника зуба, мм 70 70 105 100 100 124
Угол рыхления при наибольшем заглуб- 45 45 45 45 45 45
лении, град
Тип применяемого в гидросистеме насоса Шестеренчатый Аксиально- Шестеренчатый
нерегулируемый плунжерный ] черегулируемый
Тип насоса НШ-98 НШ-98 УРС-10
Число насосоа 1 1 1 _
Габаритные размеры с трактором и буль-
дозером, мм:
длина 6 350 6 550 8 655 8 740 9 130 9410
ширина 3 220 4 120 4 540 4 730 ■. ■ 5 480 5 000
высота 3 065 3 065 3 180 3 450 3 450 3 500
Масса, кг:
навесного рыхлительного оборудования 1400 1400 5 925 5 015 5 015 5 500
общая с трактором и бульдозерным 17 750 18 070 38 350 50 530 49 930. 55 000
оборудованием


Рис. 3.1. Бульдозеры:
а - с механическим приводом; б - с гидравлическим приводом; 1 - базовый трактор; 2 - передняя стойка; 3 - полиспаст канатно-блочной системы; 4 - козырек от вала; 5 - отвал; 6 - ножи; 7 - подкосы; 8 - толкатели; 9 - универсальная толкающая рама; 10 - опорные шарниры крепления толкающей рамы к раме трактора; 11 - опоры; 12 - приводная однобарабанная лебёдка; 13 - гидроцилиндры управления отвалом; 14 - шаровое соединение отвала с универсальной толкающей рамой


Рис. 3.2. Отвал бульдозера ДЗ-54:
1 - вертикальные ножи; 2 - лобовой лист; 3, 4, 5 - болты, шайбы, гайки; б - основной нож; 7- боковые ножи; 8- боковые щеки; 9 - кронштейн для крепления отвала

Рабочее оборудование бульдозеров - отвал (рабочий орган), навешиваемый спереди базового трактора и управляемый посредством канатно-блочной системы однобарабанной фрикционной лебёдки или гидравлической системы, состоящей из одного или нескольких насосов, трубопроводов и исполнительных гидроцилиндров.
К бульдозерному оборудованию относятся отвал как основное рабочее оборудование; толкающее устройство (рама); система управления отвалом.
Отвал представляет собой сварную конструкцию, состоящую из лобового листа криволинейного очертания, козырька, нижней и верхней коробок жесткости, вертикальных ребер жесткости и боковых стенок. Тыльная часть отвалов у бульдозеров с неповоротным отвалом (рис. 3.2) по боковой их части снабжена проушинами для соединения отвала с толкающими брусьями и раскосами. У бульдозеров с поворотным отвалом (рис. 3.3) тыльная часть отвалов в средней их части снабжена шаровым гнёздом для соединения отвала с толкающей рамой, имеющей шаровую пяту.
Лобовой лист сварен из двух продольных частей, одна, нижняя, имеет плоское очертание, а другая, верхняя - криволинейное очертание.
Торцы отвала у большинства бульдозеров закрыты боковыми щеками, к которым приварены вертикальные ножи. На щеках предусмотрены отверстия для крепления уширителей отвала. В большинстве случаев верхняя часть отвалов снабжается козырьком, препятствующим потере перемещаемого грунта через отвал.


Рис. 3.3. Отвал бульдозера ДЗ-17:
1 - вертикальная связь; 2 - козырек; 3 - крышка; 4 - гнёздо; 5,7- крайние ножи; 6 - средний нож; 8 - уголок верхней коробки жесткости; 9 - проушина; 10 - пальцы крепления раскоса и толкателя; 11 - лобовой лист; 12 - нижняя коробка жесткости.

Нижняя сварная коробка, к которой крепится нижняя часть отвала, в поперечном сечении имеет вид трехгранной призмы. Верхняя коробка также сварная, к которой «крепится верхняя часть отвала, представляет собой балку квадратного сечения.
Соединение отвала с толкающими брусьями и раскосами (при неповоротных отвалах) осуществляется проушинами и пальцами; соединение отвала с толкающей рамой (при поворотных отвалах) - посредством шарового гнёзда, шаровой пяты и запорной пластины.
Толкающие устройств а для бульдозеров с неповоротным отвалом состоят из брусьев коробчатого или трубчатого сечения (рис. 3.4, а) и винтовых раскосов (рис. 3.4, б), как правило, трубчатого сечения. На каждый бульдозер требуется по два бруса и по два раскоса - по одному брусу и раскосу на каждую сторону. Брусья толкающего устройства крепятся с одной стороны к основной раме базового трактора, с другой - к отвалу; соединение обеспечивается посредством опор, проушин, крестовин и пальцев. Для бульдозеров с поворотным отвалом эти устройства представляют собой универсальную раму подковообразной формы, состоящую из двух одинаковых сваренных в середине половин (рис. 3.5). В соединении половин рамы спереди вварена шаровая пята, а с противоположной стороны (внутри рамы) приварена распорная пластина, обеспечивающая дополнительную жесткость универсальной раме. На верхней полке каждой полурамы приварены по три опорных кронштейна с проушинами, предназначенные для крепления толкателей (рис. 3.6), что обеспечивает возможность установки отвала в плане (в одну или в другую сторону) под различными углами. На универсаль¬ной раме по обе стороны от шаровой пяты приварены два кронштейна для крепления к ним штоков гидроцилиндров подъёма - опускания отвала.


Рис. 3.5. Универсальная толкающая рама :
1 и 5 - балки коробчатого сечения; 2, 3 и 6 — проушины с пальцами для крепления толкателей и раскосов; 4 - шарооб-разная головка рамы; 7 — проушины для присоединения толкателей; 8 - раз-резные проушины для присоединения рамы к трактору; 9 — опоры тележек тракторов


Рис. 3.6. Толкатель бульдозера:
1, 12 и 14 - крестовины для присоединения раскосов и толкателей к отвалу; 2 - разъемные вкладыши; 3 - винтовая нарезка раскосов; 4 - рукоять с винтовой нарезкой для изменения длины раскосов; 5 - раскосы; 6 - проушины; 7- винтовая нарезка для изменения длины толкателей при повороте отвала; 8 - шкворень; 9 - вилка; 10- толкающее устройство; 11- узел крепления; 13 - пальцы

К нижнему листу отвала болтами с потайными головками крепятся сменные ножи - один средний и два боковых. Ножи имеют двустороннюю заточку, главным образом боковые, для того чтобы при затуплении их можно было переставлять.
Изменение положения отвала бульдозера (перестановка в плане и в поперечной плоскости) выполняется вручную при полной остановке машины. В последнее время ВНИИстройдормашем разработана конструкция для изменения положения отвала бульдозера за счет оснащения этой машины гидрофицированным устройством перекоса отвала, управление которым при изменении положения отвала выполняется непосредственно с рабочего места машиниста, не выходя из кабины трактора, что не только сокращает время на перестановку и регулировку отвала, но и обеспечивает разработку грунтов повышенной прочности.
К перспективной технике относится созданный Челябинским заводом дорожных машин сверхмощный трактор Т-800 с двигателем 600 кВт, оснащенный мощным бульдозерным оборудованием.
Бульдозер, созданный на тракторе Т-800, не только обеспечивает высокую производительность (в 3-4 раза превышающую производительность бульдозера на тракторе ДЭТ-250М), но дает также возможность разрабатывать и скальные грунты.


Рис. 3.7. Бульдозернорыхлительный агрегат :
1 — отвал; 2 — гидрораскос; 3 - трактор; 4 — прицепная серьга; 5 - опорная рама; 6 - верхняя тяга; 7 — рама; 8 - рабочая балка; 9 — зуб; 10 — гвдроцилиндр

Рабочее оборудование бульдозерно-рыхлительньк агрегатов. Основное оборудование — рама и рыхлительные зубья, навешиваемые сзади базового трактора и управляемые посредством гидравлической системы (рис. 3.7).
По конструктивным особенностям бульдозерно-рыхлительное оборудование подразделяется на однозубные и многозубные рыхлители.


Рис. 3.8. Навесное рыхлительное оборудование :
1 - верхняя тяга; 2 - опорная рама; 3 - гидроцилиндры заглубления; 4 нижняя рама; 5 - зуб; б - рабочая балка; 7- рама рыхлителя

По способу навески этот вид оборудования навешивается либо к корпусу заднего моста (наиболее распространенный способ), либо к раме заднего моста; по креплению рыхлительных зубьев может быть с жестким и шарнирным креплением.
Бульдозерно-рыхлительное оборудование (рис. 3.8) применяют для предварительной разработки (рыхления) более прочных, особо прочных, мерзлых, а в отдельных случаях и скальных грунтов и пород, особенно при мощных базовых тракторах.
Рабочим органом рыхлительного оборудования является зуб, состоящий из стойки с посадочным хвостовиком, наконечника, защитной накладки и элементов крепления.
В современных рыхлителях применяют стойки (как несущий элемент бульдозерно-рыхлительного оборудования) 3 типов - изогнутые, прямые, с малым изгибом. Наибольшее применение получили изогнутые стойки, так как в процессе рыхления грунтов имеют меньшую напряженность в сравнении с прямыми, хотя изогнутые стойки при работе нередко заклиниваются глыбами средних и тяжелых трещиноватых скальных и мерзлых грунтов и пород. Поэтому чаще всего применяют малоизогнутые стойки.


Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении