Найди себя - Женский портал

Предметы для зданий. Самый большой корабль викингов Полное описание сборки модели дракар своими руками

"Столь великолепно были украшены эти корабли, что они ослепляли смотрящих, и тем, кто смотрел издалека, казалось, что сделаны были они из пламени, а не из дерева. Ибо каждый раз, когда солнце проливало на них сияние своих лучей, в одном месте блистало оружие, в другом - сверкали подвешенные щиты. На носах кораблей пылало золото и искрилось серебро. Воистину, столь велико было великолепие этого флота, что если бы его господин пожелал завоевать любой народ, то одни корабли устрашили бы врага еще до того, как воины смогли бы вступить в сражение..."
(О даккарах Кнуда II Великого, Англия, 1015 год).

Доброго дня.
Вот и закончилось теплое лето. Закончились дачи, сады, огороды и отпуска, в том числе «отпуска» от хобби. Таким своеобразным отпуском для меня стала модель корабля викингов, именуемого «Драккаром», в масштабе 1/50 от фирмы Revell.

Немного истории.

Драккар (Drage - «дракон» и Kar - «корабль) - длинный и узкий деревянный корабль викингов, с высоко поднятыми носом и кормой.
Размеры драккаров достигали 18,5 метров и имели до 35 пар весел. Драккары приводились в движение вёслами и прямоугольным парусом. На носу (форштевне) крепилась резная голова дракона (отсюда и название типа корабля), а по бортам располагались щиты для транспортировки защиты гребцов. Управление осуществлялось при помощи рулевого весла с коротким поперечным румпелем, установленного на правом борту. Драккары отличались многофункциональностью - корабли использовались для военных действий, перевозок, а также для дальних морских плаваний, которые позволяла совершать конструкция корабля. В частности, на драккарах викинги достигали Исландии, Гренландии и Северной Америки.

Археологи, ученые и историки выпустили массу научных работ по скандинавской мифологии, создали еще большее количество работ по быту, нравам и обычаям скандинавов, но… нам это не интересно, нам нужны корабли - Драккары. И их тоже есть у археологов.
Наиболее известными кораблями, дошедшими до нашего времени, являются корабли из Гокстада, Осеберга, Скуллелева, Ладбю, Нюдама, Туне, Квальзунда. К слову, предлагаемый Revell-ом корабль, более всего похож на Гокстадский корабль.
Кроме того кое какое представление о кораблях северян дают рунические (картинные или поминальные) камни, в частности Сатура-Хаммарский камень из Готланда (Швеция).

Вообщем тема эта достаточно интересная, но я думаю увлекающиеся смогут найти нужную информацию и без моего занудства, поэтому перейдем к делу.

Коробка.

Итак, Revell предлагает нашему вниманию четыре литника коричневого пластика с двумя половинками корпуса, палубой, ложементами, мачтой, реей, веслами, рулем, носовой и хвостовой фигурами, щитами, якорем, оснасткой такелажа и некоторым подобием подставки с шильдой. Пластиковый парус, моточек ниток и декаль.
После изучения набора, я пришел к выводу, что единственным достоинством данной модели является очень хорошо проработанная и отлитая текстура древесины на корпусе и палубе. Все остальное оставляет желать лучшего. Декаль в виде сурового викинга в рогатом шлеме на парус есть вещь маловразумительная, как и сам парус из пластика.
Весла я бы назвал скорее копьями, ибо на них они и похожи. Щиты были бы неплохи, если бы (да кабы) не усеченная имитация кожаной окантовки и конусные умбоны.

Сборка.

Как, я говорил выше, по моему мнению, обводами корпуса, представленный корабль больше всего напоминает корабль из Гостада. Но я решил делать не Гокстадский корабль, а, если так можно сказать, собирательный образ, что выразилось в сглаживании и придании более плавных, скругленных форм форштевня и ахтерштевня, а так же заменой фигур и различных мелочей.
Первым этапом, после склейки половинок корпуса, стала его «нагелизация». То есть изначально я хотел сделать металлические клепки, но в процессе покраски решил, что деревянные нагели выглядят выигрышнее. Процесс этот был пожалуй самым нудным и трудоемким в постройке модели: сначала были насверлены отверстия в досках обшивки корпуса, потом изготовлены и вклеены сами нагели. Процесс их изготовления состоял в оплавлении над свечей синтетической щетины щетки, в результате получались сферические шляпки на ножке. Всего было изготовлено порядка 1200 нагелей (по 600 не каждый борт), что составляет едва ли треть от необходимого их количества, но это был бы уже перебор, в ущерб зрелищности.

Далее из липы были вырезана голова дракона на форштевень и хвост на ахтерштевень. Палуба была использована из набора, без доработок (хотя она в них и нуждалась - как минимум бимсы, да пожалуй и шпангоуты заодно), единственное, пришлось самому добавить в носовой части настил (который на корме в наборе все же имеется).
На фальшборт были изготовлены и приклеены «утки», коих в наборе дано всего шесть, из необходимых четырнадцати. Заменены на деревянные ложементы для рангоута, на которые так же закрепил жердь для шатра, ну и саму скрутку с последним. Сделаны ложементы для весел.
Сами весла мне не понравились, пришлось сделать новые 32 весла из липы. Ну а крутить их стоя было бы не очень удобно, к тому же суровым северным разбойникам нужно было куда-то «заначить» неправедно добытое, посему сделал соответственное количество лавок-сундуков, плюс сундук для кормчего и сундучище ярлу.
Для антуража добавил на палубу несколько самодельных мелочей - несколько бочек, кадку с крышкой, ведро, топорик и мешок. Плюс одна бочка (на корме) сборная деревянная модель (к сожалению не знаю производителя).
Переделан на деревянный руль и его крепление. Мачта и рея тоже подверглись замене на деревянные, выточенные из тополя. Якорь от Amati.

Последней деталью, взятой от набора, были щиты, коих производитель не скупясь дал аж 64. Возможно это логично - на борту во время боевого похода могло находится несколько смен гребцов, но такое количество щитов на бортах модели, на мой взгляд перебор.
И снова, как писал выше, мне не понравились конусовидные умбоны, которые были безжалостно срезаны и заменены латунными полусферами. Кожаная окантовка с лицевой стороны выполнена неплохо, но с обратной отсутствует как класс, если не сказать больше - ушла в минус.

Парус естественно был заменен на тканный. Изначально была приобретена специальная парусина, для корабелов, но мне она не очень понравилась - плетение очень мелкое. Мне же хотелось более брутального вида, в угоду чему была приобретена более грубая ткань.
По цвету паруса споры идут до сих пор, в частности - был ли парус полосатым (с контрастными цветами) или нет. Опять же, в начале статьи я писал о изображениях кораблей викингов на рунических камнях, где виден ромбовидный рисунок, представлявший из себя нашитые на полотно паруса (для его укрепления) перекрещивающиеся полосы кожи. Эта теория мне нравиться больше красно-белых полосатых. Нашитые полоски смотрелись бы на модели аляписто и я удовольствовался простой прострочкой, но перемудрил с подворачиванием краев в два слоя - получилось массивно и не ровно, хватило бы и одного, но «после драки, кулаками не машут».

Последним штрихом была установка такелажа. Вообще такелаж был достаточно примитивным: штаг, фордун (ванты), фал (архштаг). Для управления: брас, шпрюйт и шкот.

Окраска.

Коли уж делать корабль одних из самых известных морских разбойников, то делать его брутальным, а соответственно темным и мрачноватым.
Корпус был окрашен подобранным «на глаз» грязно-коричневым цветом, по которому, сухой кистью выделил текстуру дерева в два захода. Темперой - сиена натуральная и охра светлая. Для придания эффекта темного дерева, все покрывалось битумным лаком с растворителем в пропорции 1:1.
Палуба покрашена песочным цветом, пролита Тамиевской темно-коричневой проливкой, и выделена все той же сиеной натуральной и охрой светлой.
Деревянные части окрашивались битумным лаком.

Подставка.

Подставка изготовлена из сосновой доски брашированной коррщетками и покрытой лаком «под орех». Фигуры держатели - «дрипки для вайперов»:D (кто не в теме - мундштук дрип-тип для электронных сигарет), увидел и приобрел случайно в соответствующем магазине.

Заранее извиняюсь за возможные ошибки в специфической терминологии (ни разу не корабел).
Спасибо за внимание.

P.S. Я забыл указать на пару своих ошибок. Во-первых, крепление штага, фала (архштага) и фордуна (вант) воспроизведено не полностью. Во-вторых, шток якоря закреплен параллельно, а не перпендикулярно рогам. Вроде бы все, покаялся:)

Вступая в ряды драккаростроителей, подсознательно пытаешься походить на образы суровых северян нарисованных воображением. Викинги считались одними из лучших в Европе рассказчиками, саги которых продолжают очаровывать современных читателей. Одной из отличительных черт древнескандинавской поэзии, легенд и саг является черный юмор (юмор висельника). Обычно, когда в сагах о викингах кто-то из героев озвучивает подобную шутку, это становится дурным предзнаменованием, в подобных произведениях таких шуток гораздо больше, чем можно было бы предполагать. К сожалению, современному человеку трудно выдержать подобную литературную конкуренцию, тем более в рамках короткой статьи.
Впрочем, это касается и корабельной составляющей, учитывая, что в те далекие времена существовали мастера высочайшей квалификации, способные даже и "на глазок" выстроить отменно остойчивый и быстроходный корабль. Такого мастера сопровождала целая бригада различных специалистов: древознатцев, мастеров по выделке досок, резчиков по фигурным деталям и кузнецов, а также некоторое число подсобных рабочих. К счастью, мне предстоит построить кораблик в пять десятков раз меньшего размера, поэтому трудовой коллектив ограничивается кошкой Дашкой, да заморским древознатцем Proxxon-ом.
Учитывая, что обзор постройки модели драккара от итальянской фирмы Amati не является уникальным в модельном сообществе, поэтому постараюсь быть более-менее кратким и делать акценты не на общих планах, а на мелочах и нюансах.

Начну с коробки и содержимого. Оно полностью соответствовало заявленному. Разве что некоторая разорванность угла крышки коробки вызывала эстетическую неудовлетворенность, но 10-ти процентная скидка продавца ("Верфь на столе") полностью ее компенсировала. Бумажная составляющая содержимого представлена на фото. Претензий к качеству чертежей и инструкций как стандартной, так и переводной русскоязычной не возникает.


С большим трудом победив в себе извечное желание моделиста собрать как можно быстрее остов корабля для его скорейшей 3D визуализации, я занялся проработкой фанерного вопроса, по-моему, вечного для европейских производителей. Начав с оклейки торцов шпангоуто-топтимберсо-бимсов (нужное подчеркнуть) и киля, продолжил двукратным клонированием выше подчеркнутых элементов. Клеил липовый (в хорошем смысле этого слова) шпон толщиной 0,5 мм на изгибах с помощью паяльника, лишив себя перекуров на период высыхания клея, так как процесс происходил почти мгновенно. Бимсы, обработанные с двух сторон, имеют толщину 3 мм, что после не хитрых подсчетов, дает толщину в 15 см натурального размера, что может и не совсем правильно, но и не фатально.




Кроме этого, с помощью нехитрого приспособления для гравировки (между прочим очень легкого и удобного) от Proxxon-а сотворил типа резьбу по дереву на заранее запланированные части киля. Слово "типа" употребляется, чтобы разграничить настоящую резьбу, и ту примитивную, полунаскальную живопись, исполненную мной. Вот когда я пожалел об отсутствующих резчиках по фигурным деталям, упомянутых выше. Единственное, что могу сказать в свое оправдание, подобный "изысканный кубизм" встречается на шее и частично голове дракона, украшавшего штевень корабля, найденного в устье реки Шельды.
Разбудив в себе дух анималиста-садиста, я без зазрения совести отпилил потенциальному дракону его странноватого вида собачий хвост из пресловутой фанеры, и, насколько позволяют мои таланты, вырезал новый, более элегантный из яблони (кстати, материал для резки просто замечательный), после чего срастил его на штифтах с "туловищем".



Закончив с подготовительными работами, довольно быстро и беспроблемно собрал "скелет корабля" из киля и шпангоутов. Малковка также прошла без эксцессов, причем снимал "лишнее" со всех шпангоутов, а не только трех ступенькообразных, указанных в инструкции. Еще один нюанс заключается в невозможности обработки обшивки снаружи, потому как бескомпромиссная в своей безальтернативности фанера имеет три разноцветных слоя, которые по мере воздействия напильника или наждачки празднично и радостно демонстрируют себя окружающему миру.




В результате идеально совместить обшивку не удалось. То ли по причине кривого лазера Amati, то ли аналогичного дефекта моих рук. Правда, один момент слегка воодушевляет: корпус получился удивительно крепкий и стойкий к деформации, особенно после предпринятой мной операции гвоздевания. Очередной раз описывать это действо смысла не вижу, отмечу только, что между нагелями расстояние 4 мм и количество несчетное.




Это шутка. Двух упаковок по 600 штук вполне хватило (при моей лени использовал только заточенные с двух сторон кончики, "тушки" оставил на будущие токарные эксперименты), зубочистки оказались бамбуковые и довольно тяжелые в обработке, поэтому приготовленная шлифмашинка оказалась почти бесполезной для наружных работ, зато полностью себя реабилитировала при обработке обшивки изнутри. В общем, чтобы сэкономить наждачку и не продемонстрировать окружающим ваш богатый запас неприличных слов, лучше пользоваться березовыми нагелями.




После нагелизации бамбуком пришло время установки палубы, точнее 4-х ее составных частей, а также недостающих бимсов, при странном стечении равном количеству достающих. Установив все вышеперечисленное, а также некоторые дополнительные элементы на форштевне и корме, перешел к следующей логической операции - к настилу палубы. Для этого сначала пришлось победить свою врожденную лень и решиться застилать не сплошными палубными досками, а, как и положено, небольшими половицами, лежащими на Т-образных бимсах, которые не будучи ничем закреплены и, естественно, без всякого гвоздевания,- для доступности на случай каких-либо трюмных заначек суровых северных мужиков, а также исполнения малопривлекательной, но такой необходимой работы по вычерпыванию темных трюмных вод. Для этой работы очень пригодились два инструмента: вышеупомянутая в неравной схватке с бамбуковыми зубочистками - шлифмашинка и мини-утюжок для пэчворка, идеальная штука для приваривания планок на клей ПВА.




После недолгих раздумий решил я делать это судно не каким-то там "ветреным" (в смысле исключительно паруса), а таким же могучим, как и природа Скандинавии, то есть идущим на веслах наперекор бурлящим северным водам. Весла вставлялись не в уключины, а пропускались сквозь специальные отверстия - "гребные люки". Следовательно, крышки их закрывания пришлось сделать в открытом положении, кстати, сами крышки - не что иное, как остатки "черепицы" с кормы Черной Жемчужины, благо нарубил я этих кругляшей из лощеного картона, покрытого битумным лаком, с огромным запасом.
Появление гребных люков направило творческий потенциал на следующий шаг: на то, что в них должно собственно входить и грести. Не скажу, что эта часть работы была самая интересная, но 7 видов весел, по четыре штуки каждого, были изготовлены в течение недели. Каждое весло для облегчения работы состояло из трех деталей (см. фото) одна из которых фанерная, изначально вызывала внутренний протест, но после экспериментов с битумным покрытием, протест сошел практически на "нет".





Решением следующей логической проблемы стал вопрос, касающийся гребли: где, собственно, сидели гребцы. При раскопках кораблей викингов скамей для гребцов обнаружено не было, однако высота, на которой расположены уключины по отношению к половицам, исключает возможность того, что гребцы стояли. Некоторыми учеными было высказано предположение, что они сидели на своих матросских сундучках, а таких сундучков на корабле найдено не было потому, что они были личной собственностью моряков, а не частью корабельной оснастки.
Спорить с археологами дело долгое и туманное, проще и быстрее изготовить необходимое количество сундучков, тем более команда гребцов, сидящая прямо на палубе, выглядит довольно комично.
После 28 предметов личной собственности моряков сделать еще несколько, уже общественной, не составило большого труда. На фото легко можно отличить самострой и самодел, от предметов "музейного качества" Amati.





Переделка коснулась также и более сложных деталей корабля. Например, "мачтовая рыба" или мачт-фишерс, или "старуха", или керлинг, уж не знаю, как эту деревяшку еще назвать. Проблема оказалась в том, что производитель кита почему-то решил сделать ее железной, что совсем не вызвало у меня восторга. Все-таки выражение - железная деревяшка звучит как-то странно. Думаю, что и на этом фото видна разница между изделием итальянских мастеров и тем, что получилось у меня, после двухчасовой возни с куском спинки бывшей детской кроватки из непонятного дерева, ну и дополнительно крышки-стопора для мачты из ореха.




Подробно описывать следующую операцию особого смысла не вижу. Разве что небольшое литературное отступление... Рассматривая рисунки и чертежи, легко убедиться, что руль у кораблей викингов располагался не по осевой линии кормы, как мы привыкли, а сбоку, на специальном креплении. И пробные современные плавания доказывают, что даже при жестоком ветре и сильнейшем волнении, судном при помощи этого бокового руля без труда управлял всего один человек!




После покрытия палубы льняным маслом, а всего остального разведенным битумным лаком, пришло время разместить всякие "приятные мелочи" - бочки, мешки, сшитые лично из "парусины", бадью с водой, а также лук с тетивой из мононити и топора. Почти все фиксировал клеевым пистолетом. В принципе понравилось, единственное, что скорость остывания очень большая, это не дает время на лишние размышления.









История умалчивает, по крайней мере, от меня, был ли известен викингам узел "рыбацкий штык". Но именно им по уже сложившийся традиции и был прикреплен якорь к канату (якорная цепь, предусмотренная для этого производителем, как-то не стыкуется ни с самим судном, ни с временем его существования).




Отдельной темой являются покрасочные работы. Во-первых - щиты, во-вторых — голова дракона. И то и другое очень ярко описано в латинском тексте о флоте викингов, который привел Кнут в Англию в 1015 году: "Столь великолепно были украшены эти корабли, что они ослепляли смотрящих, и тем, кто смотрел издалека, казалось, что сделаны были они из пламени, а не из дерева. Ибо каждый раз, когда солнце проливало на них сияние своих лучей, в одном месте блистало оружие, в другом — сверкали подвешенные щиты. На носах кораблей пылало золото и искрилось серебро. Воистину, столь велико было великолепие этого флота, что если бы его господин пожелал завоевать любой народ, то одни корабли устрашили бы врага еще до того, как воины смогли бы вступить в сражение..."
Думаю, что добавить что-то, для выбора цветовой палитры рогатой головы представителя древней цивилизации из созвездия Сириуса, довольно сложно...



Щиты, в свою очередь, раскрашивались по-разному, в зависимости от вкуса владельца. Они могли быть окрашены полностью одним цветом, либо сегментами. Учитывая, что владельцем всего этого всего богатства, является ваш покорный слуга, то раскраску я отдал на откуп своему мнению, естественно в пределах разумности и уместности, стараясь при этом создать некоторую подержанность и состаринность.




Гораздо больше вопросов о белом обороте щитов. Не буду приводить здесь довольно горячий научный спор уважаемых ученых о вымысле или реальности существовании в скандинавских мифах — белой внутренней части щитов на случай "дипломатических переговоров", рогов на шлемах воинов, наконец, красно-белой полосатости паруса. Уже не говорю про дискуссию о времени возникновения самих сказаний, речь идет о разнице в десятки столетий. Со всем этим при желании, можно ознакомиться в интернете. Принимая во внимания некую мифичность историзма принял волевое решение: белым щитам и полосатому парусу быть...по-крайней мере с художественной точки зрения это интересней.
Пришло время уделить некоторое время, тому самому, несколько раз упомянутому парусу. Производитель кита предлагает сделать довольно странную конструкцию — на цельное полотнище наклеить по диагонали крест-накрест 3-4 мм полоски из него же. Снова не буду здесь приводить прямо противоположные мнения уважаемых людей о камнях с Готланда с изображениями кораблей, плывущих с развернутым парусом. Где паруса, как правило, покрыты узором из ромбов, в то время как письменные источники утверждают, что паруса раскрашены полосками контрастных цветов. То ли готландцы предпочитали другие узоры, то ли, что более вероятно, ромбы изображают сеть из канатов или кожаных ремней, которая покрывала поверхность слабо сотканного паруса, укрепляя его. Окунувшись в массу предположений и гипотез, я понял одно, раз нет точных фактов, то базироваться буду на тех, которые получили наибольшее распространение. К тому же основные сведения для себя я почерпнул из книги "Суда викингов" Иохена фон Фиркса, поэтому и буду продолжать основываться на заключениях автора. Это, в частности, касается полосатого паруса, сшитого из шерсти. Решив для себя отказаться от шерсти, но не от красно-белых полос, долго решал, как этого добиться. Сшивать разноцветные полосы, пусть и в 50-ом масштабе, по мне так не очень, швы при любом раскладе будут не масштабные, да и добиться ровности, с моим зачаточным мастерством швеи, большая проблема. После нескольких экспериментов я все-таки нашел выход. Красным карандашом нарисовал на ткани необходимый рисунок, затем разукрасил его акриловой краской с двух сторон. После высыхания ткань подверглась и механическому воздействию и лежанию в горячем крепком чае, но показала очень хорошую стойкость окраски. После чего осталось лишь сделать имитацию швов прострочкой на швейной машинке по краям нарисованных полос.




Писать об изготовлении мачты, реи, шпиртов особого смысла не вижу, все стандартно: на конус. Шпирты чуть сложнее, у них с одного края еще и своеобразная вилка делается. Финишная обработка - битумный лак и льняное масло.
О такелажных работах тоже, особенно не распространишься, в сравнении с любым одномачтовым судном, хоть с косым, хоть прямым парусом. Здесь все еще проще, и, не побоюсь этого слова, иногда даже примитивно. Нитки мотал сам, китовые традиционно вызывают лишь грусть.




Вопрос о подставке давно витал в воздухе и периодически не давал спать, а когда установив руль, понял что корпус стоять сам по себе, пусть и, переваливаясь с боку на бок, уже не может, он стал-таки просто самым актуальным. Честно говоря, было сделано несколько вариантов, но художественный совет прошла лишь одна, та, что на фото. Не могу назвать это произведением искусства, особенно учитывая, что держалка для корабля оставалась одна (затевать историю с интернет покупкой еще одной не хотелось), а выходить из положения как-то было нужно.
На этом прощаюсь, надеюсь до скорых встреч…

К последнему типу лодок можно отнести и скандинавские драккары – корабли викингов. Такие суда сейчас редко повстречаешь на водных просторах, хотя когда-то они бороздили моря и океаны, а не только прибрежные воды Норвегии, и, как утверждают историки, даже достигли берегов Америки ранее каравелл Колумба.

«Драконы» из норвежских фьордов

В переводе с норвежского название викингов звучит как «корабль-дракон», что связано с характерными устрашающими украшениями в виде резных скульптур (чаще всего именно драконов) в носовой части таких судов. Иное название драккаров – Langskip, т.е. «длинные корабли», что также связано с особенностями судостроения скандинавов, делающих свои деревянные суда узкими (шириной до 2,6 м), длинными (от 35 до 60 м), с высоко поднятой загнутой кормой и носом. Драккарами также называли и всю флотилию скандинавских боевых кораблей, на которых викинги осуществляли свои набеги с моря на чужеземные территории.

Это интересно! Набалдашник в виде головы дракона было принято убирать с носа драккара, когда судно приближалось к дружественным землям. Викинги верили, что так они смогут избежать гнева добрых духов. Кроме того, такие «украшения» присутствовали только на боевых драккарах, тогда как аналогичные рыбацкие и торговые суда викингов не имели ничего подобного.

Перемещались драккары по водным просторам посредством гребли вёслами (на особо больших судах насчитывалось до 30-35 пар вёсел), а также содействия попутного ветра, дующего в распростёртый посреди судна прямоугольный (реже квадратной формы) парус. Паруса изготавливались из овечьей шерсти. На одно обширное полотнище могло уйти до 2 тонн шерсти и пару лет работы по его созданию, поэтому паруса были весьма ценной составляющей драккаров.

Управление же осуществлялось за счёт рулевого весла, установленного по правому борту судна. При наличии таких «двигателей» драккары могли развивать скорость до 10-12 узлов, что по тем временам могло быть приравнено к довольно высоким «техническим показателям». Лодки викингов могли перемещаться как по узким заливам, так и по широким морским просторам. Доподлинно известно, что скандинавские драккары достигали берегов Гренландии и , и даже побережья Северной Америки (что впоследствии было уже не раз доказано повторением маршрута на аналогичных судах-репликах).

Это интересно! Помимо драккаров, у викингов были ещё и снеккары – «корабли-змеи», обладавшие меньшими габаритами и способные развивать скорость до 15-20 узлов, и кнорры – торговые корабли. Кнорры были шире драккаров, но при этом развивали меньшую скорость и не предназначались для хождения по речному мелководью.

Обладавшие низкими бортами драккары нередко сливались с высокими волнами, что позволяло викингам осуществлять внезапную высадку на берег, будучи совершенно не ожидаемыми противниками. Вполне вероятно, что и наименование «викинги», дословно звучащее как «люди из », также возникло по причине внезапно возникающих из прибрежных заливов кораблей с устрашающими драконьими головами.

Драккар – дом викинга

Драккары были деревянными судами, при постройке которых предпочтение отдавалось ясеню, дубу и сосне. Для изготовления киля и шпангоута изначально выбирались деревья, обладающие естественными изгибами. Для бортовой обшивки использовали исключительно дубовые доски, которые накладывались внахлёст. Кроме того, по бокам судно было защищено щитами.

Это интересно! Считалось, что для постройки драккара достаточно наличия лишь топора (или же нескольких его разновидностей), хотя нередко использовались и другие инструменты.

Скандинавы считали корабль своим домом. Подобно коню для кочевника, корабль для викингов был главным сокровищем, за которое не жалко было и жизнь отдать в схватке с врагами. Даже в последний путь скандинавских конунгов (вождей племён) отправляли именно в драккарах. Некоторые сохранившиеся до наших дней погребальные суда можно увидеть в в Норвегии.

Об особо трепетном отношении викингов к своим кораблям свидетельствуют и оригинальные наименования драккаров: «Лев волн», «Морской змей», «Конь ветра» и т.п., которые известны из древних скандинавских саг. И мореходные качества этих судов вполне оправдывали столь поэтичные наименования. Когда в 1893 году копия средневекового драккара, получившая название «Викинг», за 27 дней, обогнав при этом иные парусные суда, было наглядно доказано, что с кораблями викингов во времена их существования за лучшие мореходные качества мало кто мог бы посостязаться.

Корабли из скандинавских саг в наши дни

Строчки из песни Хэтфилда «Медленно драккары уплывают в даль, в стречи с ними ты уже не жди…» напоминают, что эпоха викингов и драккаров давно канула в Лету, но находятся энтузиасты, неравнодушные к историческому наследию скандинавов, которые пытаются воссоздать кусочек прошлого в настоящем.

К примеру, самый большой драккар современности – , на строительство (а точнее – воссоздание древней копии) которого ушло почти 5 лет, был создан специально для пересечения Атлантики и возможности наглядно доказать, что корабли викингов могли достичь побережья Северной Америки (что и было осуществлено летом этого года).

Это интересно! На набережной Выборга можно увидеть типичные драккары викингов с необычной историей.

Суда не историческое, а созданные на судостроительном заводе Петрозаводска специально для съёмок фильма «И на камнях растут деревья» (1984 г.), которые проходили в этом городе. За образец был взят реально существовавший Гокстадский корабль. Режиссёр фильма Станислав Ростоцкий после завершения съёмок подарил лодку жителям города в благодарность за помощь в съёмках картины. Но сейчас уже можно полюбоваться лишь на новые модели – созданные в 2009 г. на верфи Выборга на замену почерневшим «киношным» кораблям.

Многие любители исторических реконструкций неоднократно принимают попытки воссоздать тот или иной реально существовавший скандинавский драккар, используя те же простейшие технологии судостроения викингов. Для примера, на воссоздание одного из наиболее известных в истории драккаров – 30-метрового «Havhingsten fra Glendalough» потребовалось порядка 300 дубов, 7000 гвоздей, 600 л смолы (все изготовленные викингами суда пропитывались смолой) и 2 км канатов.

Реконструкции исторических судов викингов пользуются популярностью среди жителей Дании и , но чаще всего реконструируют не драккары, а снеккары, на которые не требуются большие команды для управления.

Викинги хоть и вошли в историю как морские грабители, не хуже пиратов Карибского моря, но можно сказать, что их кораблестроительные традиции послужили базовой основной для создания средневековых Западной Европы, взявшей на вооружение успешные конструкции скандинавских драккаров.

Драккар (норв. Drakkar , от древнескандинавских Drage - «дракон» и Kar - «корабль» - так сегодня называют деревянный корабль викингов, длинный и узкий, с высоко поднятыми носом и кормой. В Европе его ещё называют также и Draka/Dreka в зависимости от языка.

Характеристика

Изображение воинов в драккаре на Стура-хаммарском камне I

Размеры драккаров варьировались от десяти до 19 метров, а позже с развитием кораблестроения стали достигать и до 30 метров. Драккары использовались как и для повседневных задач,к примеру торговли, так и для военных целей (чаще всего для последнего), а также для дальних морских плаваний, которые стали возможными из за особой конструкцией корабля. На драккарах викинги впервые доплыли до берегов Исландии, Англии, Гренландии и Северной Америки.

Головы резных драконов установленные на носу часто давали понять какого было социальное и финансовое положение хозяина корабля. Т.к. в силу статуса и возможностей головы драконов украшались по разному. Голова дракона на носу корабля ещё использовалась для устрашения врагов. Особенно это получалось при набегах на новые земли. К примеру когда викинги впервые отправились в Западные земли, они приплыли к берегам ещё не известной страны – это была Нортумбрия.

Когда корабль викингов подплыл к берегу, его заметили монахи и испугались одного лишь вида корабля с драконом на носу. Они тогда посчитали что это дьяволы спустились с на землю чтобы наказать христиан за их грехи. Солдаты же увидев такие корабли часто бросали свои посты и бежали.

Безопасность и успех в плавании во многом зависели от конструкции и свойств тех кораблей, которыми пользовались викинги – их прочности и устойчивости, мореходности, грузоподъемности. Именно в эпоху Средневековья кораблестроение меняет в корне мореплавание. Драккары легендарных северных воинов и путешественников – викингов, являются ярким примером этих изменений. Изобилие дерева – дуба и сосны, а также наличие первоклассной железной руды, позволявшей скандинавам делать отличные железные орудия, способствовали быстрому строительству множества кораблей. Которые и стали настоящей основой их цивилизации. Боевые корабли именовались «драккар» (дракон).

У многих хевдингов (знатных норманнов) корабли имели вышитые золотом пурпурные паруса, а на золоченых мачтах у них были золотые фонари или флюгера в виде птиц с расправленными крыльями. Важным достоинством драккара был киль – продольная балка из цельного ствола дуба, идущая по всему днищу от носа до кормы. Киль давал кораблю прочность и устойчивость на волне и позволял выволакивать судно на берег не повреждая обшивку.

Посреди судна была одна мачта высотой 10-12 метров, которую в безветрие можно было убрать и хранить на палубе. Длина весел могла составлять 4-6 м, количество гребцов от 14 до 20 рядов и даже более. Рулевое весло, которое поворачивали при помощи короткой поперечной рукоятки – румпеля, – обычно располагалось на корме справа.

Драккары были очень хорошо сконструированы что позволяло плавать по рекам и фиордам. По этой же причине драккары позволяли высадить войска в глубине вражеской территории. Низкие борта делали драккар слабо различимым на фоне морских волн, что позволяло сливаться с волнами.

Некоторые драккары, обнаруженные при археологических раскопках и тщательно восстановленные, сохранились до наших дней. Ныне они экспонируются в музеях кораблей викингов в Норвегии и Дании.

Борта драккара прикрывались щитами, чтобы защитить гребцов. На палубе не было ничего, что утяжеляло бы корабль. Похожее по конструкции торговое судно викингов – кнорр могло перевозить даже скот.

Ученым известно об этом благодаря самой знаменитой вышивке Средневековья – «ковру королевы Матильды», обессмертившей подвиги своего мужа, короля Вильгельма I Завоевателя.

На сохранившейся до нашего времени огромной полосе холста длиной 68,3 м и шириной 50 см («Байенское полотно») вышиты 58 сцен завоевания Англии Вильгельмом I Завоевателем.

На этом полотне были вышиты и корабли, на которых Вильгельм I перевозил свое войско из Нормандии в Англию. Хорошо видны полосатые паруса, мачты, украшенные «золотыми» флюгерами – указателями ветра, сделанными, скорее всего, из прорезной позолоченной жести. Тогда, в 1066 г., для перевозки войск и конницы, Вильгельм I собрал целый флот из более чем 100 драккаров, на которых и пересек пролив Ла-Манш. Из за своей конструкции на драккарах было возможно заходить на самое мелководье, что позволяло воинам быстро покидать корабли.

Разновидности драккаров

Норвежцы оспорили первенство Колумба в открытии Америки, приплыв в Чикаго на точной копии гокстадского драккара.

Одним из представителей драккаров можно назвать Гокстадский корабль (норв. Gоkstadskipet ) - этот тип кораблей викингов 9 века чаще всего использовался как погребальный корабль. Обнаруженный в 1880 году в кургане на берегу норвежского Саннефьорда (губерния Вестфолл). Это корабль из Гокстада, выставлен в музее драккаров, имеет длину примерно 23 м и ширину 5,1 м. Парусное вооружение состоит из одного большого рейкового паруса, сшитого из вертикальных полотнищ. Длина гребного весла составляет 5,5 м.

Красивое и стройное судно с круто приподнятой с обеих сторон линией борта было построено целиком из дуба и богато орнаментировано. Отличную мореходность этого типа судов доказали 12 молодых норвежцев в 1893 году. Они построили точную копию гокстадского корабля, после чего они пересекли Северную Атлантику и прибыли в Чикаго на Колумбовскую выставку, корабль показал среднюю скорость хода 9-10 узлов, что было очень хорошим показателем и для более поздних больших парусных судов.

Осебергская ладья.

Осебергский корабль - дубовый корабль викингов (шнекккар), обнаруженный в 1904 году близ Тёнсберга в норвежской провинции Вестфолл. Судно было выкопано из земли и со всем содержимым находится в музее драккаров в Осло. Судя по найденным данным данным, корабль был спущен на воду около 820 года и до 834 года был задействован в прибрежных водах, после же был использован как погребальный корабль.

Длина корабля 21,6 метра, ширина 5,1 метра, размер мачты мог колебаться от 6 до 10 м. При площади паруса в 90 м² корабль мог развивать скорость до 10 узлов. 15 пар бочек говорит о том, что на корабле было окало 30 гребцов. Нос и корма были разрисованы в виде сплетённых животных.

Хоть курган и был разграблен ещё в Средние века, археологи смогли обнаружить в судне останки двух женщин высокого социального положения (молодой и старой), фрагменты восточных шелковых тканей, неплохо сохранившуюся деревянную телегу и даже кости павлина. Это говорит о процветающей торговле.

Скандинавские ученые очень долго пытались связать этих женщин с династией Инглингов. Но предварительный анализ ДНК указывает на то, что младшая из них имела гаплогруппу U7, которая практически отсутствует среди европейцев, но часто встречается на Ближнем Востоке, особенно среди иранцев.

Тюнский корабль, экспозиция в музее

Тюнский корабль (норв. Tuneskipet ) - этот корабль 10 века викинги использовали для погребальных мероприятий. Обнаружен в 1867 году археологом Олуфом Рюгев лодочном кургане на ферме Хауген в деревне Рольвсей в Тюне, Эстфолл, Норвегия. Выставлен в Музее драккаров, Осло.

Корабль был построен приблизительно в 900 году н. э., обшивка выполнена из дуба внахлест. Судно сохранилось частично, и вероятно было 22 метра в длину с одиннадцатью или двенадцатью рядами весел. Ширина судна - 4,35 метра, длина киля - 14 метров. Корабль представляет собой массивную конструкцию со шпангоутами из не гнутых брёвен соответствующей формы, толстыми балками и цельным релингом.

Команда

Количество человек на корабле зависело от размеров самого судна. За каждым веслом сидел один гребец. Капитан и его помощники тоже составляли часть команды. Когда викинги уходили на драккарах в походы, то он становился для них домом, где у каждого викинга было своё место. В военных походах на драккарах перевозилось гораздо больше людей. Известны случаи когда драккары перевозили сравнительно большие отряды (до полутора сотен воинов-викингов), однако в этом случае корабли чаще всего плавали в прибрежных водах, а на ночь отряды всегда высаживались на берег.

Постройка

Вот как крепилась обшивка на драккарах.

Драккары строились из древесины многих пород, среди которых наиболее важны были ясень, сосна и дуб. Кораблестроители специально выбирали деревья с естественными изгибами для киля и шпангоутов для судов викингов. Как только дерево срубали, не ждали когда оно высохнет, дерево расщепляли клиньями пополам, а затем полученные заготовки расщепляли далее, исключительно вдоль волокон. Получившиеся доски можно было изгибать, не боясь что они треснут. Для придания доскам дополнительной гибкости их смачивали водой и держали над огнем. Важнейшим инструментом был плотницкий топор. Считалось, что для постройки корабля достаточно его одного, однако применяли и другие инструменты: долота, сверла и другие.

Для обшивки использовались доски, укладывавшиеся внахлёст. Смотря какая была традиция строителей, доски скреплялись с помощью железных гвоздей и заклёпок, деревянными гвоздями или даже связывались. Затем вся конструкция, точно так же, как и сейчас, конопатилась и смолилась. Таким образом, при движении по воде создавалась воздушная прослойка, что повышало стабильность, устойчивость и скорость движения: чем больше становилась скорость, тем устойчивее и ровнее двигался корабль.

Строительство Драккаров в наши дни

Различные исторические организации пробовали воссоздать тот или иной корабль по оригинальным технологиям. К примеру, «Морской конь из Глендалу» (дат. Havhingsten fra Glendalоugh ), 30-метровый боевой корабль, является практически точной копией корабля Skuldelev II, построенного в 1042 году в Ирландии и затонувшего в конце XI века в датском фьорде Роскильде (корабль назван в честь поселка Скульделев, неподалёку от которого в 1962 году морские археологи нашли на дне фьорда остатки 5 кораблей). На создание «Морского коня из Глендалу» было потрачено около 300 дубовых стволов, 7000 железных гвоздей и заклёпок, 600 литров смолы и 2 км канатов.

Если кратко — да, небольшой, но был. Его наличие хорошо видно на экспонатах кораблей, которые удалось добыть археологам. Об этом дальше в статье.

Во-первых, вспомним, что есть, как минимум, 2 типа кораблей викингов, которые довольно сильно отличаются: . Главные отличия в том, что первый был создан для того, чтобы посадка судна была выше (лучше проходимость по мелководью) и сам корабль был легче и быстрее. Соответственно — тотальная экономия пространства. Второй (кнорр) был создан для большой грузоподъёмности и максимально возможной дальности плавания.

Кнорры

Если говорить о кноррах, то о наличии трюма сомневаться не приходится. Но это не полноценное подпалубное пространство в полный рост, как все себе представляют. В кноррах посадка корабля была глубокой, борта выше. Всё это для того, чтобы вместить как можно больше груза, и чтобы груз был защищён от морских волн и воды как можно лучше.

В середине палуба была открыта, чтобы вместить габаритный груз, включая животных. Последних же ещё как-то и кормить надо было, наблюдать за ними во время путешествия. Под двумя половинами палубы действительно находилось много защищённого пространства. Настоящий трюм. Но, естественно, не для проживания. Даже с такой высотой от дна судна до палубы тяжело представить, как там размещаются люди.

Универсальные корабли, карви

А вот с пространством под палубой боевого корабля другая ситуация. Сначала посмотрим на поперечное сечение универсального корабля викингов на примере корабля из Гокстада:

Его очень мало. На фотографиях реплики этой 22-х метровой ладьи можно воочию убедиться в скудности пространства.

Фактически этого пространства не было бы, если бы не было необходимости сделать палубу ровной из-за выступающих бимсов — балок, поперечно укрепляющие судно.

Обратите внимание ещё на одну особенность — это пространство могло использоваться для укладки балласта. Также трюм должен был быть доступен для разборки, чтобы вычерпывать воду, которая неизбежно скапливалась в неспокойную погоду. А, возможно, её и не вычерпывали, пока она не доходила до уровня палубы или пока ладья не причаливала.

Исходя из всего этого сложно представить, что такой трюм серьёзно рассматривался для хранения чего-либо. Что является прямой обязанностью трюма. Но, всё же, какой-то простой, не громоздкий груз там можно было разместить. Например, щиты, снасти. При этом, учитывая, что трюм не заливался водой.

Вот ещё одна реплика Гокстадского корабля, построенная в Норвегии в 1892-1893 гг. Сейчас она хранится в г. Чикаго, США. На фотографиях хорошо виден объём пространства:

Вот что написано на сайте музея, где хранится Гокстадская ладья:

The deck consists of planks of pine that could be lifted so that the crew could easily bale out water if necessary. This also provided storage capacity for a little cargo.

Палуба состоит из сосновых досок, которые могли быть подняты, чтобы экипаж легко мог вычерпывать воду при необходимости. Благодаря этому существовал доступ к пространству для небольшого груза.

Гокстадский корабль — это универсальный корабль (карви), т.е. его использовали и как боевой и для перевозки груза (на палубе). Этот тип ладьи был распространён до начала XI века, когда появилось чёткое разделение на торговые судна и на боевые — лонгшипы (лонгскипы) или драккары (дракены, драконы).

Драккары

Поперечный срез лонгшипа , драккара укажет, что пространство также есть, но имеет другу форму. Причина — особенность драккара — он уже и длиннее. Например, ширина Скульделев-2 всего 3.8 метра против 5.1 у Гокстадской ладьи. Хотя длина этого драккара значительно больше (30м против 23.8м).

Посмотрите на изображение поперечного среза палубы Скульделев 2 (Skuldelev 2) вверху. Пространство под палубой выигрывает в высоте, но проигрывает в ширине. Не забываем про балласт и скапливание воды.

Итоги

В итоге, если рассматривать драккары викингов — да, трюм был. Его можно было использовать для хранения каких-то мелких предметов, но не более.

Несмотря на неудобную форму, отсутствие полноценного доступа ко всему пространству, затопление водой делают такой трюм, всё же, очень хорошим средством для экономии места на палубе. В случаях, когда ничего не должно мешать, чтобы справляться со стихией в бушующую погоду или для большого пространства, для мобильности в бою при абордаже или сражении борт к борту.


Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении