Найди себя - Женский портал

Художественное стекло виды и производство. Художественное стекло в строительстве и архитектуре. Художественное матирование стекла

Классификация изделий. Художественные изделия из стекла классифицируют по назначению, материалу, способу изготовления, размерам, предприятиям-изготовителям.

По назначению изделия из стекла подразделяют на утилитарные, декоративные и сувениры. К первой группе относят: предметы домашнего обихода -- вазы для фруктов, конфет, салатницы, графины, фужеры, рюмки, приборы для чая, столовые комплекты, наборы различных предметов; принадлежности для курения -- пепельницы; предметы туалета -- настольные пудреницы, пульверизаторы. В группу изделий декоративного характера входят: предметы оформления интерьера -- вазы для цветов, мелкая скульптура, декоративные композиции, панно; украшения -- запонки, бусы, броши и др. К группе сувениров относят: плакетки, медали с изображением исторических памятников, миниатюрные скульптуры, канцы.

По материалу различают художественные стеклянные изделия из обычного (известково-натриевого), хрустального (с добавлением оксида свинца) и сульфидно-цинкового стекла.

По размерам изделия из стекла подразделяют на крупные (вазы для цветов высотой более 250 мм, графины вместимостью более 500 мм3, крюшонницы, салатницы диаметром более 150 мм и т.д.), средние (бокалы, вазы для цветов высотой до 250 мм, фужеры, сахарницы диаметром до 150 мм, тарелки и блюда диаметром до 150 мм и др.), мелкие (блюдца для варенья, бокальчики, стаканчики, подставки для ножей, солонки и др.).

По предприятиям-изготовителям различают художественные изделия из стекла: ленинградские, гусевские, дятьковские, эстонские, украинские и др.

Ленинградские художественные изделия из стекла. Ленинградский завод художественного стекла специализируется на выпуске высокохудожественных сувенирно-подарочных изделий из бесцветного и цветного хрусталя с алмазной гранью и гравировкой. В ассортименте изделий ленинградских художников большое место занимают всевозможные вазы для фруктов, конфет, цветов («Север», «Новоселье», «Кружево», «Колючий шарик», «Теплый вечер» и др.), бокалы («Ленинград», «Ростральная колонна», «Адмиралтейство»), фужеры и рюмки («Летний сад», «Юбилейный»). В небольшом количестве выпускают пепельницы. Широко представлены в ассортименте разнообразные наборы и комплекты («Метель», «Фиалка», «Аленка», «Березка», «Рыбка»). Особую группу составляют декоративные вазы и др.

Гусевские художественные изделия из стекла. Владимирская область занимает одно из первых мест в производстве художественного стекла. В изделиях завода прослеживаются русские стекольные традиции. В своих работах гусевские мастера и художники отражают природу и архитектуру Владимирского края. Гусевский завод выпускает широкий ассортимент изделий как массового производства, так и уникального характера. Ассортимент предметов массового характера: различные вазы, конфетницы, стаканы, рюмки, фужеры, а также кружки для пива (медовухи), блюда и подносы, пепельницы, различные наборы хрустальных предметов, выполненные из хрустального и сульфидно-цинкового бесцветного и цветного стекла выдуванием в форму или гутной техникой. К уникальным изделиям относятся сервизы, столовые комплекты и наборы, рюмки, декоративные и подарочные комплекты, вазы для цветов и др.

Большое место в ассортименте художественных изделий занимают сувениры с изображением памятников старины. Расширяется выпуск скульптуры из стекла: фигурки птиц, животных, персонажи из сказок. Скульптуру выполняют чаще всего из цветного стекла в гутной технике; украшают налепами из стекла различного цвета.

В последнее время цветное стекло часто применяют при изготовлении не только скульптуры, но и декоративных и утилитарных изделий. Мастера широко используют цветное стекло и хрусталь с добавлением редкоземельных элементов: золотистые жбаны и графины, нежно-сиреневые и синие декоративные блюда и вазы прекрасно сочетаются с бесцветным, как капли воды, хрусталем.

Дятьковские художественные изделия из стекла. Дятьковский хрустальный завод в Брянской области основан в 1790 г.; выпускает четвертую часть хрустальных изделий, производимых в нашей стране. Специализируется он на выпуске посуды из бесцветного, цветного стекла и хрустальных изделий. Техника изготовления изделий из стекла -- прессование с последующей доработкой. Украшают изделия алмазной гранью, гравировкой и матовой насечкой, мелкими поясками; выпускается накладное стекло. Орнамент изготовляемых стеклянных изделий в основном геометрический: ромбы, реже звездочки, кружочки, клетки. Форма изделий -- цилиндрическая или коническая, реже шарообразная, но может быть и любой (как например, тарелки «Лист»).

Отличительная особенность дятьковских изделий из стекла -- художественное своеобразие форм и отделки, ровный блеск шлифовки, переливы утонченных граней.

Ассортимент изделий Дятьковского хрустального завода включает изделия посудной группы: приборы для воды («Паутинка», «Березка», «Хрустальная головка»), столовые («Гнездо»), для молочных продуктов («Ягодка»), наборы детской посуды («Рыбка»); наборы для вина.

Особенности производства изделий. Процесс изготовления художественных изделий из стекла сложен. Начинается его производство с приготовления шихты. Шихта -- смесь различных материалов, подобранных в соответствии с видом вырабатываемого стекла, которую подвергают тщательной обработке. Затем следует процесс варки стекла. Это очень важная операция в производстве стекла. От нее во многом зависит качество готовых изделий. Варят стекло в специальных стекловаренных печах при постепенном повышении температуры в них от 700° до 1450° -- 1480 °С. После этого массу охлаждают. Далее следует выработка или формование, изделий различными методами. Существует несколько способов формования художественных стеклянных изделий: выдувание, прессование, прессовыдувание и центробежное литье.

Выдувание может быть механизированным, вакуум-выдувным, ручным в формах и свободным. Первые два способа применяют чаще всего при выработке недорогих сувениров. Ручное выдувание в формы с помощью стеклодувной трубки позволяет создавать изделия, характеризующие мастерство каждого исполнителя. Свободное выдувание, или гутная (иногда называют гутенская) техника, заключается в свободном формовании изделия без формы. Мастер, набрав на кончик трубки искрящийся шарик стекла, быстро раздувает этот набор в шар, вращает «баночку»1, периодически подправляет шар деревянными брусками, перекидывает трубку то в одну, то в другую руку, одновременно беспрестанно вращая ее. Шар 1 Набранная в трубку стекломасса носит еще название «набор» или «баночка» принимает те формы, которые мастер задумал. Полученный предмет снимают с трубки и помещают на «понтий» (железный стержень), чтобы обработать изделие: раскрыть верх или раскатать нижнюю часть для получения соответствующего изделия. Изделия, выполненные гутенской техникой, отличаются неповторимостью. Как бы ни старался мастер в точности выполнить образец по эскизу художника, отклонения неминуемы. Поскольку у каждого исполнителя «свой глаз», «своя рука», вращающая трубку с набором, и, наконец, своя фантазия, во время работы у него возникают свои представления о создаваемом предмете. Отличительными признаками выдувных изделий являются небольшая толщина стенок изделия, высокая прозрачность, более сложные разнообразные формы.

Прессовыдувание характеризуется тем, что формование изделий проходит две стадии: сначала их формуют в пресс-форме, а затем в горячем виде -- воздухом. Изделия получаются более толстостенными, менее прозрачными, имеют рельефные украшения. Центробежное литье осуществляется под действием центробежных сил.

После формования изделия обжигают (выдерживают в печах при 530--580 °С) и медленно охлаждают для повышения их термической и механической устойчивости, затем обрабатывают (обрезают верхушки изделий, примыкающие к выдувной трубке, выравнивают шлифовкой края, донья, горловину) и украшают. Украшения наносят на горячее изделие или на готовое изделие.

К украшениям, наносимым на горячее изделие, относят: нацвет, сульфидное стекло, атласное стекло, ирризацию, кракле, цветную насыпь, украшение стеклонитью.

Нацвет -- украшение из цветного стекла, нанесенное на поверхность бесцветного стекла.

Сульфидное стекло -- получение мраморовидных и опаловых полос различных цветовых оттенков.

Атласное стекло -- сочетание молочного и цветного стекла с помощью форм, имеющих выступы и углубления разного размера.

Ирризация -- обработка изделий в горячем виде парами солей олова или серебра с добавлением соединений стронция, которые образуют на поверхности тонкую переливающуюся разнообразными цветами пленку.

Кракле (украшение «под мороз») -- образование в бесцветной или цветной стекломассе беспорядочной сетки тонких трещин.

Цветная насыпь -- разноцветные наплывы по фону бесцветного или цветного стекла.

Украшения стеклонитью -- цветные нити и полосы, которые размещаются на поверхности или внутри стекломассы в виде узора произвольной формы, спирали, параллельных полос и т. д.

Декорирование готовых изделий выполняют механическим способом (например, гравировки), химическим (травлением), живописью, металлическими пленками, люстровыми красками и др.

Гравировка -- матовый узор, отличающийся разнообразием рисунков с мелкими контурными деталями, выполняется с помощью медных дисков различного диаметра и абразивной массы.

Травление -- нанесение узора с помощью смесей растворов плавиковой и серной кислот, способных растворять стекло. Существует несколько видов травления: простое -- изделия покрывают мастикой (содержащей парафин, воск и пр.), затем наносят с помощью машин иглами узор, затем -- травильную смесь на 15-- 20 мин и промывают водой (характерными узорами такого травления являются кольца, спирали, зигзаги); пантографное -- позволяет получать более сложные орнаменты на изделиях из стекла; глубокое -- производится на изделиях из толстого стекла, этим способом можно создавать сложные высокохудожественные рисунки.

Живопись -- создание рисунка с помощью кисти и трафарета силикатными красками с последующим обжигом при температуре 550 °С.

Украшение металлической пленкой -- нанесение на бесцветное и цветное стекло по матированной и травленой рельефной поверхности жидкого (12% -ого) или порошкового золота. Золото наносят на изделие кисточкой тонким ровным слоем, затем изделие подсушивают и обжигают.

Украшение люстровыми красками -- нанесение люстровых красок на бесцветное и цветное стекло пульверизатором или кистью с последующим обжигом для получения на поверхности изделия блестящей металлической пленки. Украшение люстровыми красками позволяет получать различную окраску изделий из стекла: оранжевую, желтую, голубую, розово-сиреневую и т. д.

Алмазная грань -- узорчатая резьба на изделиях из стекла, которую наносят с помощью шлифовальных кругов с последующей полировкой. Рисунки алмазной грани разнообразны: многогранники, звезды, лучи, а также сюжеты, полученные сочетанием мелких и глубоких граней.

Налепы -- нанесение на готовое, обычно выполненное в гутной технике, изделие жидкого стекла (в виде капельки) с последующим выдуванием его для образования нужной формы: шарика, гривы коня, гребня петуха и т. д.

Для отдельных видов художественных стеклянных изделий применяют комбинацию различных украшений: люстровыми красками и золотом, стеклянной крошкой и золотом, алмазной гранью и пескоструйной обработкой и др.

Знамениты художественные изделия Гусевского хрустального завода в г. Гусь-Хрустальный Владимирской области. Техника исполнения — выдувание и свободная (гутная техника). Украша-ют изделия алмазной гранью, гравировкой с налепами (гутные работы) из стекла различного цвета.

Стекло — материал аморфно-кристаллической структуры, полученный путем переохлаждения расплава, состоящего из различных окислов, и приобретающий при постоянном повышении вязкости механические свойства твердых тел. Переход стекла из жидкого состояния в твердое обратим.
В состав любого стекла входят, как минимум, пять окислов. В зависимости от состава (основного его компонента) различают стекла силикатные (SiО2), боратные (В2О3), фосфатные (Р2О5) и комбинированные (боросиликатные и др.). Окислы, формирующие структуру и свойства стекол, получили название стеклообразующих веществ.
В качестве стеклообразующих окислов в силикатных стеклах используются SiО2, который вводится в виде кварцевого песка; Na2CО3 — в виде соды; К2СО3 — в виде поташа; СаСО3 — в виде известняка или мела; вводится также стеклянный бой и другие компоненты. Качество кварцевого песка, отсутствие вредных примесей в нем (окиси и закиси железа и др.) оказывают существенное влияние на бесцветность и прозрачность стекла (примером может служить Богемское стекло).
Кроме стеклообразующих веществ, в состав стекол могут входить следующие компоненты: обесцвечиватели, осветлители, красители, глушители, окислители и восстановители, ускорители варки стекломассы. Данные компоненты оказывают влияние на эстетические свойства, функциональное назначение, технологические показатели стеклоизделий.
Согласно действующей нормативно-технической документации (ГОСТ 24315—80 «Посуда и декоративные изделия из стекла. Термины и определения видов стекол, способы выработки и декорирования») основные виды стекол, используемых для производства бытовых и художественных изделий, подразделяют на три группы:
. обычные стекла;
. хрусталь;
. специальные стекла.
К обычным стеклам относят натрий-кальций-силикатное или известково-натриевое (самое дешевое) и калий-кальций-силикатное стекло или известково-калиевое. Стекла данной группы характеризуются прозрачностью, прочностью, невысокой себестоимостью. Эту группу стекол используют в основном для производства столовой посуды (прозрачной бесцветной или окрашенной).
Группа хрусталей объединяет стекла, в состав которых входит в основном двуокись кремния (Si02), а оксиды свинца, бария и цинка в отдельности или в сочетании составляют не менее 10 %; с показателем преломления не менее 1,520 и плотностью не менее 2,4 т/см2. Окись свинца (РbO2) способствует повышению плотности стекла, улучшает оптические показатели: прозрачность, «белизну» (бесцветность), повышается коэффициент преломления (блеск, игра света). Однако данные виды стекол обладают меньшей твердостью и химической стойкостью и, кроме того, имеют большую себестоимость. Данная группа объединяет три вида стекол:
. малосвинцовый хрусталь (хрустальное стекло);
. свинцовый хрусталь;
. высокосвинцовый хрусталь.
В малосвинцовом хрустале содержится минимальное количество оксида свинца (согласно ГОСТу 24315—80 общее количество оксидов свинца и калия не должно быть менее 10 %, обычно 18...20 %), поэтому оно занимает промежуточное положение между обычным стеклом и свинцовым хрусталем по показателям себестоимости и оптических свойств (показатель преломления не менее 1,530 и плотность не менее 2,7 г/см2).
Изделия из хрустального стекла получают методом прессования, одновременно нанося рисунок от формы. Ручной декоративной обработке их не подвергают. Ассортимент изделий представлен столовой посудой (кружки, салатники, селедочницы, вазы для сервировки стола, пепельницы и т. п.).
Свинцовый хрусталь содержит не менее 24 % оксида свинца. Данный вид хрусталя превосходит рассмотренный ранее по оптическим показателям и плотности (показатель преломления не менее 1,545 и плотность не менее 2,9 г/см2), изделия из него при ударе издают высокий продолжительный звук («малиновый звон»). Свинцовый хрусталь применяют для производства столовой посуды праздничного ассортимента (рюмки, бокалы, фужеры, стаканы, вазы для сервировки стола); декоративно-утилитарных изделий (вазы для цветов, сувенирные кружки, пепельницы); декоративных изделий.
Изделия вырабатывают выдуванием, прессованием, многостадийной выработкой. Практически во всех случаях их подвергают ручной доработке (украшают «алмазной гранью» и др.), повышающей уровень эстетической выразительности. На такие изделия приклеиваются кольеретки, т. е. фигурные этикетки с серебряным тиснением.
Высокосвинцовый хрусталь (с показателем преломления не менее 1,545, и плотностью не менее 2,9 г/см2) с содержанием оксида свинца не менее 30 % характеризуется максимальной себестоимостью и высоким потенциалом для формирования эстетических свойств изделий. Из него вырабатывают дорогую посуду, кубки, декоративные призовые изделия, скульптуру малых форм и т. п. На такие изделия приклеиваются кольеретки с золотым тиснением.
Третья группа стекол — специальные — это натрий-кальций-силикатные стекла со специальными добавками для получения заданных физико-химических свойств. Данная группа представлена боросиликатным (жаростойким) стеклом и стеклоподобными материалами — ситаллами. Данные виды стекол характеризуются специфическими свойствами: повышенными показателями термостойкости (до 500 °С) и механической прочности (что в первую очередь присуще ситаллам), а также низкой прозрачностью и массивностью в результате выработки прессованием.
На потребительские свойства и качество изделий из стекла оказывает влияние технологический цикл производства, в котором принято выделять следующие этапы: подготовку исходного сырья; варку стекломассы; формование изделий; термическую обработку (отжиг либо закалку) и декорирование. Декоративная обработка может производиться в горячем виде (в процессе прессования) и в холодном виде (на готовое изделие).
Для производства товаров из стекла применяют пять основных способов формования: прессование, выдувание, прессовыдувание, моллирование (нагревание заготовки до температуры размягчения и выгибание ее до заданной формы), вытягивание.
Кроме того, используют многостадийную выработку или сочленение (когда, например, одна часть выдувается, другая прессуется, затем обе части соединяются нагреванием), литье (для скульптуры и оптики), а также центрифугирование (когда изделие получают из порции стекломассы за один прием). Центрифугирование считается разновидностью вытягивания.
Ассортимент стеклянных товаров целесообразно рассматривать, используя их классификацию по назначению.
Изделия из стекла по назначению подразделяются на две основные группы: бытовые товары (посуда) и художественно-декоративные изделия. В свою очередь каждая из названных групп предусматривает ряд подгрупп: посуда — столовая, кухонная, хозяйственная и универсальная; художественно-декоративные изделия — декоративно-утилитарные и декоративные.
Художественно-декоративные изделия представлены в ассортименте декоративными изделиями: скульптурой малых форм, вазами декоративными и декоративно-утилитарными изделиями (вазы для цветов и сервировки стола, пепельницы, подсвечники и др.):
По комплектности стеклянная продукция может быть штучной и комплектной. К комплектам относятся наборы (состоят из изделий одного вида); приборы (наборы, состоящие из изделий разных видов, объединенных общей функцией); сервизы (наборы, состоящие из изделий разных видов, объединенных общей функцией и предназначенные на 6 или 12 персон); гарнитуры (объединяют несколько сервизов, например, чайно-кофейно-столовый гарнитур с подсвечниками).
По форме различают полые и плоские стеклянные товары, которые классифицируются по размеру: мелкие, средние, крупные и особо крупные. Размер плоских изделий определяют по наибольшему диаметру (в мм), полых — по объему (в см3), высоких (вазы) — по высоте и диаметру (в мм).
К мелким относят изделия, имеющие диаметр до 100 мм, высоту до 100 мм, объем до 100 см3, к крупным — диаметром более 150 мм, высотой свыше 250 мм, объемом более 500 см3. К средним относят изделия с промежуточными размерами.
Размер особо крупных изделий характеризуется следующими параметрами: диаметр более 250 мм, высота свыше 350 мм, объем более 1500 см3.
Требования к качеству стеклянных бытовых товаров
Качество основных групп стеклянных товаров нормируется ГОСТом 30407—96, который распространяется на изделия из обычного стекла и хрусталя и предъявляет требования к внешнему виду, физико-химическим показателям, маркировке, упаковке, безопасности.
Требования безопасности являются обязательными, по этим показателям стеклянная посуда, контактирующая с пищей, подлежит обязательной сертификации. Требования данной группы включают требования к химической безопасности (ограничивается миграция свинца и кадмия); механической безопасности (не допускаются сколы, прилипшие кусочки стекла, режущие и осыпающиеся частицы, сквозные посечки и прорезанные грани, инородные включения, вызывающие повреждение стекла), водостойкости и термостойкости; прочности крепления ручек и элементов декоративного оформления.
В торговой практике обычно проверку качества проводят по показателям внешнего вида, соответствию маркировки, возможности эксплуатации (проверка изделия в действии).
При проверке внешнего вида товаров из стекла могут обнаруживаться дефекты, отрицательно влияющие на различные показатели свойств изделий. Влияние того или иного дефекта на качество изделия зависит от его вида, расположения, размера, а также размера изделия. По этим признакам некоторые дефекты допускаются с ограничением по количеству, размерам.
Дефекты стеклоизделий подразделяют на три группы: дефекты стекломассы, дефекты выработки, дефекты обработки.
Проверка изделия в эксплуатации предусматривает определение его целостности (изделие заполняют водой), устойчивости на горизонтальной поверхности, сопряжения крышек и пробок с корпусом и горловиной.
Маркировка должна включать следующие сведения: товарный знак или наименование предприятия изготовителя; артикул; массовую долю свинца (для изделий из свинцового и высокосвинцового хрусталей); обозначение ГОСТа.
Тара и упаковка должны обеспечивать сохранность продукции при транспортировании и содержать манипуляционный знак «Хрупкое — осторожно».
Дополнительные требования к упаковке стеклянных изделий могут оговариваться в договорах или контрактах. Действующие стандарты деление стекло-изделий на сорта не предусматривают. Первый и второй сорт имеют только свинцовые и высокосвинцовые хрустали, остальные изделия делятся на кондиционные и некондиционные.
Проверка качества стеклянных изделий
Качество изделий из хрусталя и стекла проверяют визуально невооруженным глазом при дневном рассеянном свете или при аналогичном освещении на расстоянии 500—600 мм от глаз проверяющего. Порядок и методы проведения экспертизы изделий из стекла приведены в приложении.
Согласно поставленной задаче эксперт проверяет соответствие изделий по способу выработки и обработки, по форме, вместимости, размерам, способу обработки горловин, крышек и пробок к графинам, а также по цвету, массе, размерам и количеству предметов в комплекте или сервизе, эталонам-образцам, утвержденным в установленном порядке.
Также проверяется наличие дефектов, отрицательно влияющих на механические, термические, оптические, эстетические и санитарно-гигиенические свойства изделий; их размеры, места расположения и причины возникновения.
Проверку начинают с общего осмотра изделия и измерения его габаритных размеров. Для проверки соответствия габаритных размеров изделий и/или их емкости данным контрактных условий используются универсальные измерительные инструменты, мерный градуированный стакан или цилиндр.
Для изделий, характеризуемых высотой и диаметром, определение группы (мелкие, средние, крупные) проводится по наибольшему размеру.
Для определения высоты изделия применяют прямоугольный треугольник и линейку — точка пересечения по вертикали и горизонтали — высота изделия.
Для определения толщины стенок, края, корпуса, дна изделий используют штангенциркуль.
Для определения косины края и деформации изделия применяют стальную клинообразную пластинку или штангенциркуль.
Деформация плоских изделий определяется путем измерения зазора между краем изделия и ровной плоскостью при помощи измерительного клина. Деформация полых изделий — определением разности максимального и минимального диаметров; изделий на ножке — определением разности максимальной и минимальной высоты края изделия, установленного на ровную поверхность.
Прочность поверхностных пузырей проверяют легким надавливанием специальным металлическим стержнем длиной 300—400 мм, имеющим закругленный конец диаметром 1 — 1,5 мм.
Прочность закрепления силикатных красок и пленок драгоценных металлов на изделиях определяют протиранием изделий фланелевой тканью.
Для определения наличия трещин, посечек, инородных включений используется увеличительная лупа. Все дефекты, обнаруженные в исследуемых изделиях, фиксируются в отчетах о проверке с указанием их типа, внешних признаков и причин возникновения.
В случае, когда причину образования дефекта (трещины, разрушения) внешним осмотром определить нельзя, проводят исследование в аккредитованной независимой лаборатории. При обнаружении в стекломассе внутреннего напряжения в акте экспертизы этот дефект характеризуется как скрытый дефект производственного характера. В противном случае трещины и разрушения квалифицируются дефектами механического происхождения.

Основные дефекты художественных изделий из стекла и хрусталя

Дефекты выработки

Неравномерность окраски изделий из накладного или цветного стекла

Неравномерное распределение в изделии по тональности

Неравномерность набора стекломассы для наклада (по толщине)

Загрязненность стекломассы

Пятна различного цвета в верхнем слое стекломассы

Излишки смазки форм

Прилеп стекла

Кусочки стекла различных размеров на внешней и внутренней поверхности изделия

Повреждения от стеклодувной трубки, попадание кусочков стекла. Излишняя смазка форм

Деформация края

Нарушение правильности форм корпуса или отдельных частей изделия — зазор между краем изделия и плоскостью

Нарушение температурного режима и времени отжига

Разнотолщинность стенок края, дна изделия

Неравномерная толщина стенок в крае, корпусе, дне изделия, видимая невооруженным глазом

Неравномерное распределение стекломассы из-за нарушения температурного режима в процессе формования

Косина края изделия

Непараллельность края изделия, видимая невооруженным глазом

Неисправность машины

Качание изделий

Неустойчивость изделия на гладкой ровной поверхности

Неравномерное распределение стекломассы по дну изделия в процессе формования

Несимметричность приставных деталей

Нарушение правильности приставки детали

След от форм — морщины, складки

Негладкая, неровная поверхность; неровность, выступающая в виде ряби

Дефекты машины, форм и инструментов

Чешуйчатость

Крупночешуйчатая поверхность

Дефект формования

Кованость

Неровность, появляющаяся как мелкая волнистая поверхность

Формование изделий в холодных формах

След отреза ножницами

На поверхности изделия след отреза в виде грубой нити или неровного края в виде бугорка по краю изделия (оплавленный или царапающий)

Неисправность автомата

Продутость стекла

Неравномерное распределение стекла с резким утоньшением в отдельных местах изделия, иногда до образования отверстия

Термически неоднородная капля; неравномерный прогрев формы; неравномерная конфигурация формы

Подрыв приставных деталей

Зазор в место крепления приставных деталей (ручки, носика) к корпусу

Нарушение технологии выработки (в ходе технологического процессе уменьшается вязкость стекла)

Заусенцы (недопрессовка)

Выступающий стеклянный гребешок или валик, излишек стекла на изделии по шву

Неправильное изготовление деталей формового комплекта (с большими зазорами); износ формового комплекта; накопление нагара и грязи между деталями формы

Резко ограниченное повреждение, проходящее через всю толщину стенки (дна), при котором изделие сохраняет свою форму

Неудовлетворительное качество отжига

Резко ограниченное поверхностное повреждение в виде тонкой серебрящейся нити, не проходящей через всю толщину дна или стенки изделия

Термически неоднородная стекломасса, соприкосновение горячего изделия с холодным инструментом

Складки, морщины, серповидные пузыри в местах соединения ножек или подставок, образовавшиеся в результате плохого сцепления в местах крепления

Нарушение технологии изготовления изделия

Дефекты обработки

Прорезь грани

Сквозной прорез одной из алмазных граней, образующих рисунок

Брак, допущенный мастером при нанесении на изделие граней

Осыпь по краю изделия или грани

Отслоение мельчайших частиц стекла, оплавленное или нет

Некачественная обработка края изделия или грани

Царапины

Наличие на поверхности изделия рисок, царапин, полосок

Нарушение технологии шлифовки и полировки изделия

Переоплавление края

Деформация изделия в виде вогнутости

Нарушение температурного режима

След удара инструментом

Небольшие серповидные трещинки

Небрежность при нанесении рисунка на изделие

Белые или темные полосы на шлифованной поверхности

Нарушение технологического режима шлифовки и полировки

Качание пробки, крышки

Неустойчивость пробки, крышки

Плохая притертость пробки к горловине; несоответствие диаметра пробки, крышки и горловины

Следы дистировки

Риски от абразивного материала

Не полностью сглажены риски полировки

Следы полировки

Рябь, волнистость, остатки солей на поверхности изделия

Нарушение технологического режима полировки, плохое промывание изделий после травления

Вскипание, выгорание краски и пленки

Шероховатость, просветы, вспучивание краски или пленки

Непрочное закрепление, потемнение красок и драгоценных материалов

Подтеки, изменение цвета краски

Нарушение технологического режима муфельного обжига изделий

Стирание краски

При легком трении слой краски сходит

Нарушение технологического режима муфельного обжига изделий

Сколы, щербины оплавленные, отшлифованные, отполированные или закрашенные

Повреждения в виде раковин, расположенных на пересечении образующей изделия с его торцом

Механические повреждения, образовавшиеся во время производства

Стеклообразные крупинки на поверхности изделий

Нарушение технологического режима полировки

Режущий острый край изделия

Неотшлифованный или неотполированный край изделия

Нарушение технологии шлифовки и/или полировки изделия

Искажение рисунка

Сборка, смещение, обрывы, недоводка, переводка, просветы, несимметричность отводки, завал алмазной грани

Брак, допущенный мастером-живописцем или алмазчиком; нарушение технологического режима при травлении

Помарки красками

Точки, пятна, полосы, образовавшиеся при декорировании изделий

Результат небрежной работы

Пережог краски и деколи

Изменение цвета — тусклые краски

Недожог краски

Матовые краски, неустойчивые к щелочам и кислотам

Результат нарушения режима (времени и температуры) обжига красок

След от соприкосновения с другим изделием

Образуется при соприкосновении изделий друг с другом в горячем состоянии

Механические повреждения

Сколы, щербины

Повреждения в виде раковинок, расположенных, на пересечении образующей изделия с торцом

Механические повреждения, образовавшиеся при сортировке, упаковке, транспортировке изделий

Уровень дефектности изделий из стекла

№ п/п

Наименование дефекта

Размеры изделий

Уровень снижения качества, %

Разнооттеночность стекла в изделии (цветные опенки)

Изделия всех размеров

Портящий вид

Резко выраженный

Инородные включения:

шихтные, шамотные,

содовые камни

диаметром 0,8—2 мм

Особо крупные

диаметром до 3 мм

Особо крупные

Включения, имеющие вокруг трещины и просечки

Изделия всех размеров

Не допускается

Не допускается

Не допускается

Изделия всех размеров

Не допускается

Не допускается

Не допускается

Свиль, мм

Особо крупные

Особо крупные

Мошка, шт.

Особо крупные

Пузыри прозрачные, не продавливающиеся

Размером 2—3 мм

Особо крупные

Размером 4 мм

Особо крупные

Размером 5 мм

Особо крупные

Пузыри открытые, по верхностные, продавливающиеся, оплавленные

Особо крупные

Пузыри, продавливающиеся внутрь изделий

Изделия всех размеров

Не допускаются

Не допускаются

Не допускаются

Расстекловывание единичное, оплавленное, мм

Особо крупные

Расстекловывание по краю изделий для приема напитков

Изделия всех размеров

Не допускается

Не допускается

Не допускается

Прилеп стекла оплавленный, не царапающий, мм

Особо крупные

Прилеп стекла царапающий, не оплавленный

Изделия всех размеров

Не допускается

Не допускается

Не допускается

Неравномерность окраски изделия из накладного или цветного стекла

Изделия всех размеров

Портящая внешний вид

Резко выраженная

Загрязненность стекломассы

Изделия всех размеров

Портящая внешний вид

Резко выраженная

Деформация края

Изделия всех размеров

Портящая внешний вид

Резко выраженная

Разнотолщинность стенок края, дна изделия, % от наименьшей толщины

Изделия всех размеров

Косина края изделия, мм

Особо крупные

Качание изделий

Изделия всех размеров

Заметное

След от форм (морщины, складки)

Изделия всех размеров

Заметный

Портящий внешний вид

Резко выраженный

Чешуйчатость

Изделия всех размеров

Заметная

Резко выраженная

Кованость

Изделия всех размеров

Заметная

Портящая внешний вид

Подрыв приставных деталей

Изделия всех размеров

Не допускается

Не допускается

Не допускается

След отреза ножницами

Не царапающий

Изделия всех размеров

Портящий внешний вид

Царапающий

Изделия всех размеров

Не допускается

Не допускается

Не допускается

Продутость стекла

Изделия всех размеров

Не допускается

Не допускается

Не допускается

Заусенцы (недолрессовка)

Нецарапающие

Изделия всех размеров

Заметные

Портящие внешний вид

Резко выраженные

Царапающие

Изделия всех размеров

Не допускаются

Не допускаются

Не допускаются

Посечки, трещины

Изделия всех размеров

Не допускаются

Не допускаются

Не допускаются

Грубый прилеп ножки, подставки, ручки, носика

Изделия всех размеров

Заметный

Портящий внешний вид

Резко выраженный

Прорезь грани

Изделия всех размеров

Не допускается

Не допускается

Не допускается

Осыпь по краю изделия, грани

Оплавленная

Изделия всех размеров

Единичная

Сплошная

Царапающая

Изделия всех размеров

Не допускается

Не допускается

Не допускается

Черченность, царапины, мм

Особо крупные

Переплавление края

Изделия всех размеров

Заметное

Портящее внешний вид

След удара инструмента, мм

Изделия всех размеров

с трещинами и насечками вокруг

Не допускается

Не допускается

Не допускается

Качание пробки, крышки

Изделия всех размеров

Заметное

Портящее внешний вид

Резко выраженное

Изделия всех размеров

Заметный

Портящий внешний вид

Резко выраженный

Следы дистировки и кислотной полировки

Изделия всех размеров

Заметные

Портящий внешний вид

Резко выраженные

Вскипание, выгорание непрочное закрепление, потемнение красок, пленки и драгоценных металлов

Изделия всех размеров

Без нарушения рисунка

Портящий внешний вид

Стирание краски

Изделия всех размеров

Заметное

Портящий внешний вид

Резко выраженное

Сколы, щербины, оплавленные, отшлифованные, отполированные или закрашенные, не царапающие

Особо крупные

Частично оплавленные, царапающие

Изделия всех размеров

Не допускаются

Не допускаются

Не допускаются

Изделия всех размеров

Заметные

Портящие внешний вид

Резко выраженные

Режущий, острый край изделия

Изделия всех размеров

Не допускается

Не допускается

Не допускается

Нарушение (искажение рисунка)

Изделия всех размеров

Заметное

Портящее внешний вид

Резко выраженное

Помарки краской

Изделия всех размеров

Заметные

Портящие внешний вид

Резко выраженные

Пережог и недожог краски

Изделия всех размеров

Заметные

Портящий внешний вид

С осыпанием краски

Не допускается

Не допускается

Не допускается

Изделия всех размеров

Не царапающий на рабочей поверхности

Царапающий

Не допускается

Не допускается

Не допускается

Сколы, щербины

Особо крупные

Сколы и щербины по краю изделий для приема пищи и напитков

Изделия всех размеров

Не допускаются

Не допускаются

Не допускаются

Порядок и методы проведения экспертизы изделий из стекла

Экспертиза изделий из стекла и хрусталя проводится лично экспертом в соответствии с техническими условиями договоров (контрактов) или стандарта (ОСТ), исходя из задачи, поставленной заказчиком экспертизы.

Неоднородная по составу партия товара до проведения экспертизы должна быть рассортирована по наименованию, артикулам, размерам.

Если заказчик предъявляет одновременно несколько партий товара, то каждая партия проверяется в отдельности.

Эксперт обязан:

1 Ознакомиться с порядком складирования и условиями хранения товара.

2 Провести внешний осмотр состояния транспортной упаковки, обращая внимание на наличие повреждений.

3. При вскрытии каждого товарного места контрольные (клейкие) ленты должны разрезаться, а не отрываться от картона и не разрываться.

В процессе вскрытия эксперт определяет наличие и состояние вспомогательных упаковочных средств, порядок укладки каждого ряда и степень заполнения каждой транспортной упаковки.

Результаты проверки качества, количества, комплектности товара, состояния упаковки эксперт заносит в рабочую тетрадь. Фактическое количество изделий сопоставляется с количеством, указанным в упаковочных диетах, спецификации или в маркировке на товарном месте или бумажной этикетке.

При обнаружении расхождения товара с данными товаросопроводительных документов или повреждения товара (наличие боя изделий) эксперт должен приостановить дальнейшее вскрытие. Далее повторно лично в присутствии заказчика проверить количество товара и затем провести дополнительный внешний и внутренний осмотр товара и средств упаковки с целью установления причин недостачи или повреждения товара.

При обнаружении недостачи товара, если не обнаружены повреждения упаковки, необходимо провести взвешивание товарного места, сопоставив с данными, указанными в маркировке на ящике или в сопроводительных документах. Эксперт предупреждает заказчика о сохранности товарного места, в котором обнаружена недостача, до решения спора между поставщиком и получателем.

Если эксперту предъявлен товар в поврежденной при транспортировке упаковке или в неисправном товарном месте, эксперт обязан потребовать от заказчика акт транспортной организации (коммерческий акт).

Соотношение лотовой, метрической, золотниковой и каратной проб драгоценных металлов и сплавов

Пробы

Лотовая

Метрическая

Золотниковая

Каратная

Соотношение каратов в промилле чистого металла

Шифры государственных инспекций пробирного надзора

№ п/п

Наименование государственных инспекций пробирного надзора

Местонахождение

Шифры

инспекций

Верхневолжская

р/п Красное-на-Волге

Волго-Вятская

г. Нижний Новгород

Восточно-Сибирская

г. Красноярск

Дальневосточная

г. Хабаровск

г. Ростов-на-Дону

Западная

пос. Янтарный, Калинградская обл.

Забайкальская

г. Улан-Удэ

Западно-Сибирская

г. Новосибирск

Поволжская

Подмосковная

г. Бронницы, Московская обл.

Прикаспийская

г. Махачкала

Саха (Якутия)

г. Якутск

Северная

г. Великий Устюг, Вологодская обл.

Северо-Западная

г. Санкт-Петербург

Уральская

г. Екатеринбург

Центральная

г. Москва

Эскизы пробирных клейм для золотых, серебряных, платиновых и палладиевых изделий

Плотность самоцветов и поделочных камней

Ювелирный камень

Удельный вес

Ювелирный камень

Удельный вес

Амазонит

Обсидиан

Волосатики: бычий глаз, кошачий глаз, соколиный глаз

Раухтопаз (дымчатый кварц)

Розовый кварц

Сердолик (карнеол)

Горный хрусталь

Цвет люминесценции ювелирных камней

Длина волны

Белый

Алмаз, воробьевит, жадеит, жемчуг, колеманит, опал, сапфир, серпентин, флюорит, янтарь

Жемчуг, опал, смитсонит, флюорит, янтарь, шеелит, дюмортьерит

Красный, розовый

Александрит, апатит, изумруд, коралл, лазурит, лунный камень, рубин, сапфир, родонит, шпинель

Александрит, алмаз, изумруд, лунный камень, родохрозит, опал огненный, шпинель

Оранжевый, коричневый

Алмаз, лазурит, лунный камень, сапфир, топаз, циркон, шпинель

Алмаз, андалузит, сапфир, топаз, циркон, тупулит

Желтый

Алмаз, кунций, опал огненный, топаз, циркон, янтарь, фриделит, смитсонит

Алмаз, топаз, янтарь, циркон, турмалин желтый и коричневый

Зеленый

Александрит, алмаз, апатит, топаз, бирюза, изумруд, жемчуг, шпинель, янтарь, флюорит

Александрит, алмаз, андалузит, опал, топаз, флюорит, янтарь

Голубой, синий

Алмаз, апатит, бирюза, сапфир, лунный камень, янтарь, флюорит, целестин, воробьевит

Алмаз, жемчуг, смитсонит, янтарь, шеелит, амблигонит

Фиолетовый

Алмаз, апатит, кварц розовый, коралл, смитсонит, воробьевит

Алмаз, воробьевит, дюмортьерит, родозрозит, скаполит

Русское художественное стекло

История русского художественного стекла на­чинается в эпоху Киевской Руси, когда во многих древнерусских городах появились первые мастер­ские, изготовляющие смальты для мозаик и не­хитрые женские украшения - бусы, браслеты, кольца. Эта традиция была прервана во время монголо-татарского нашествия. И потому в XVII веке, когда возникла потребность в стекле, при­ шлось обращаться к опыту европейских масте­ ров.

Важная роль в процессе становления русского художественного стеклоделия выпала на долю Из­ майловского завода, основанного в 1668 году. Ря­ дом с иноземцами на заводе работали и русские мастера, которые творчески осваивали передовой опыт европейского стеклоделия. Здесь получили развитие две основные школы эпохи барокко. Од­на из них ведет начало от венецианских мастеров, работавших в технике свободного выдувания (гут ной), другая продолжает традиции богемских рез­чиков стекла. Гутная техника довольно рано была освоена русскими мастерами, многие из которых впоследствии основали свои собственные пред­ приятия. Гравировка еще некоторое время остава­лась привилегией иноземных мастеров и только в XVIII веке получила развитие на ведущих сте­кольных заводах страны.

Редчайшими являются "потешные кубики" Измайловского завода, выполненные Андреем Ле риным. Его приемами широко пользовались на­ родные мастера на протяжении всего XVIII века, особенно при изготовлении различных сосудов в виде коней, медведей, птиц.

На протяжении XVII - XVIII столетий в России было основано 86 стекольных заводов, некоторые из них существуют и поныне (Гусевский, Дять ковский). Большинство заводов, основанных в XVII - XVIII веках, изготовляли оконное стекло и гутные изделия простых форм из бутылочного зе­леного стекла - штофы, бутылки, кувшины. Мно­ гие из них стали произведениями народного ис­ кусства, после того как были расписаны эмалью в специальной мастерской. Здесь и библейские сю­ жеты (Иосиф Прекрасный, Адам и Ева), и истори­ческие (Гангутское сражение), и тема праздника, и п ышные растительные орнаменты в сочетании с анималистическими изображениями.

Русское художественное стекло 17 - 19 вв.

В первой половине XVIII века в России сфор­ мировались три основных центра гравировки по стеклу. Ведущим был Петербург. Коллекция пе­ тербургского гравированного стекла начинается со скромных, еще ученических работ начала XVIII века и заканчивается виртуозными работа­ ми петербургских граверов конца XVIII века. Все работы выполнены в стилистике русского вариан­та барокко. Большое распространение получили кубики с изображением российского двуглавого орла, вензелями и портретами монархов. В сере­ дине столетия появляется также значительное число кубиков с изображениями парадов, охотни­чьих и пасторальных сцен на фоне архитектурно­ го пейзажа.

Провинциальные центры гравировки пред­ ставлены в коллекции произведениями мастеров заводов Мальцовых и Немчиновых. Особенно про­ цветающим было семейство Мальцовых, глава ко­торого Василий Мальцов в 1730 году стал владель­ цем небольшого завода в Можайском уезде. К кон­ цу столетия в руках этого семейства уже было со­ средоточено 15 стекольных заводов. Мальцовское гравированное стекло было рассчитано на средние слои русского народа - купечество, чиновников. Поэтому в его орнаментации барочные принципы и проблематика оказались преломленными через призму народного восприятия. Очень часты на мальцовском стекле дарственные надписи. Обра­щались мастера и к "галантному" сюжету, но в их интерпретации он получил лубочную окраску.

Аналогичным по своей художественной на­ правленности было стекло заводов Немчиновых, которым в третьей четверти XVIII века принадле­жало несколько заводов в Смоленской губернии. Примечательно, что все немчиновские граверы были исключительно крепостными, а стекло гра­ вировалось только на заказ.

В последней трети XVIII века русское стекло­ делие развивается особенно быстрыми темпами. Растет число заводов, увеличиваются их размеры. Стеклоделие становится престижным занятием, и русская знать заводит у себя в имениях стеколь ные предприятия. Среди владельцев заводов изве­ стны князья Потемкин и Голицын, граф Орлов.

Лидирующую роль в производстве художест­ венного стекла сохраняет казенный завод, кото­ рый с 1792 года стал именоваться Императорским заводом. Его продукция была ориентирована главным образом на оформление придворного бы­ та. Не уступал ему по качеству изделий основан­ ный в 1764 году Никольско-Петровский завод по­мещика Бахметьева.

Облик художественного стекла последней тре­ ти XVIII века определяется стилистикой класси­цизма. В это время значительно расширился ас­ сортимент изделий, которые стали менее универ­сальными. Усложнилась сервировка стола, и на­ значение каждого предмета стало более ограни­ченным. Появляются первые винные наборы, со­ стоящие из графинов и рюмок. Из стекла делают­ ся масленки, супницы, кашпо, судки для специй, флаконы для духов, табакерки и т. д. Возрастает роль стекла в интерьере. Внутренние покои двор­цов украшаются вазами, канделябрами, люстра­ ми, стенниками, зеркалами, а также делаются вставки для мебели.

Существенные изменения происходят и в тех­нике изготовления стекла. Помимо ранее извест­ ного бутылочно-зеленого и бесцветного стекла по­ является и цветное (красное, зеленое, синее, фио­летовое, молочное). Несмотря на то, что русские мастера научились варить цветное стекло еще в начале XVIII века, его широкое использование приходится на последнюю треть XVIII века и во многом стимулировано разработками М. Ломоно­ сова.

Меняются и приемы декорирования стекла. Гравировка уступает место росписи золотом, сере­ бром, эмалями. Популярными в 70-80-х годах XVIII века было бесцветное стекло с тонкой роспи­ сью белой эмалью с пурпуром.

Оно во многом еще носит компромиссный ха­ рактер, так как его рокайльная сюжетика (боскет­ные группы) сочетается со строгой классической формой и трактовкой орнаментов.

Возрождаются забытые техники, такие как филигрань (венецианская нить). Она использует­ся как украшение ножек бокалов и рюмок, а ино­гда покрывает все тулово графинов. Бесцветное стекло с золотой и серебряной росписью выпуска­ ется главным образом Императорским и Бахметьевским заводами. Их изделия отличались друг от друга лишь тем, что в бахметьевском стекле более часто позолота сочетается с серебрением и про­ зрачными эмалями.

Изделия Императорского завода были более последовательны в стилистическом отношении, они более сдержаны по форме и орнаментации. Особенно эта разница ощутима в цветном стекле, палитра которого на Императорском заводе была значительно богаче, равно как и орнаментация. Здесь помимо вензелей, венков, гирлянд нередко можно увидеть мифологические композиции и пейзажи.

Цветное стекло широко использовалось в оформлении осветительных приборов - люстр, бра, канделябров, где оно сочеталось с золоченой бронзой. Большую роль в интерьере начинают иг­рать зеркала и рефлекторы, на поверхностях ко­ торых часто гравировались аллегорические фигу­ ры или персонажи итальянской комедии.

Русское стекло XIX века отличается чрезвы­ чайным разнообразием форм и декоративных приемов. В это время возрастают требования к ка­честву материала и постоянно совершенствуется технология его производства. Производство стек­ла приобретает все более промышленный харак­ тер. Значительно увеличивается число заводов. Если в начале XIX века в России было 114 заво­ дов, то в 1889 году их было уже 258, но только 57 из них выпускали "посудное стекло".

Первая треть XIX века по праву считается вре­менем расцвета русского художественного стекло­ делия. Впервые стали привлекаться к руководст­ву и работе профессиональные художники. На Императорском стекольном заводе А. Воронихин, Тома де Томон, К. Росси, И. Иванов разрабатыва­ли эскизы парадных сервизов, ваз, настольных украшений, которые отличались грандиозностью своих размеров и смелостью технического испол­ нения. Многие из них предназначались для укра­ шения царских резиденций. Все художественные произведения первой трети XIX века изготовля­ лись главным образом из нового, только что осво­ енного бесцветного свинцового хрусталя с алмаз­ной гранью. Строгие формы изделий, холодное мерцание грани геометрического характера наи­ более четко выражали эстетические принципы ампира. Очень часто хрустальные изделия монти­ровались в золоченую бронзу, которая также была излюбленным материалом этого стилистического направления.

Центральную роль в оформлении художест­ венного стекла первой трети XIX века занимает героическая тема войны 1812 года. Особенно ярко она выражена в первых хрустальных изделиях с молочными медальонами, в которых помещались портреты героев войны - Кутузова, Платова, Вит­генштейна. Исполнителями этих портретов были живописцы Императорского фарфорового завода П. Рокштуль и мастер Бахметьевского завода А. Вершинин. Героическая тематика получила так­ же отражение и в гравированном стекле. Это главным образом небольшие изделия: стаканы, бокалы, тарелки, на которых воспроизводились ка рикатуры И. Теребнева, И. Иванова, а несколько позже, в 1830-х годах, барельефы Ф. Толстого.

Цветное стекло в эпоху ампира употреблялось редко. Интерес к нему снова возник лишь во вто­рой четверти XIX века. На первой всероссийской выставке 1829 года отмечалось, что "цветные хру­стальные вещи, которые вышли из употребления, а ныне опять в большой моде, казались, как будто украшены сапфирами, изумрудами, топазами, рубинами чистейшей воды, особенно прелестны опаловые и резеопалиновые изделия". На той же выставке демонстрировались вазы "нового изоб­ ретения", выполненные из двухслойного стекла (бесцветного и золотого рубина), вмонтированные в золоченую бронзу.

Ампирные произведения Императорского за­ вода отличались чрезмерной пышностью. Харак­ терными были сервизы, крупные вазы, канделяб­ ры, вмонтированные в золоченую бронзу и допол­ ненные золоченым фарфором. Распространение получили также вазы с рисунком в "неогреческом стиле".

На Бахметьевском и Орловском заводах изго­ товлялись более скромные изделия, нередко ис­ пользовалось сочетание цветного и бесцветного стекла, алмазной грани и позолоты с серебрением. В росписи же растительные мотивы перемежают­ся с архитектурными видами самого разного ха­ рактера. Популярны в это время китайские сюже­ ты, которые то сохраняли верность первоисточни­ ку, то соединялись с чисто классицистическими мотивами.

К середине XIX столетия производство стекла приобретает индустриальный характер. Значи­ тельно возросли технические возможности стекло­ делия, расширилась палитра цветного стекла. В 1840-х годах начинается производство темно-виш­ невого "медного рубина" и уранового стекла двух видов - "зеленого" и "желтого". Повсеместно рас­пространяются непрозрачные "глушеные" стекла, напоминающие бирюзу, яшму, лазурит и т. д.

На Дятьковском заводе в 1849 году делаются вазы и графины "мозаичной работы". Дальнейшее развитие получает техника нацвета. Только упо­требляют как два, так и три слоя стекла.

Среди стилистического разнообразия 40-50-х годов XIX века наиболее устойчивыми были сти­ ли неоготический и рококо, которые особенно чет­ ко проявлялись в изделиях Императорского заво­ да.

Провинциальное же стеклоделие практически не знало четкой стилистической ориентации. Здесь мастера шли больше от материала, техники, функциональности и потому их работы были бо­ лее цельными и ясными.

В это время наблюдается возврат к свободным живым формам, к цветному орнаменту, разбро санному по поверхности предметов, чаще всего выполненных из цветного стекла. Интересно, что непосредственно готические и рокайльные моти­ вы в русском стекле использовались весьма редко и трактовались весьма широко.

В России второй половины XIX века ситуация в художественном стеклоделии осложнилась тем, что такие ведущие заводы, как Императорский и Бахметьевский, основанные не на коммерческой основе, становятся убыточными, их производство сокращается. Лидерство переходит к частным предприятиям, для которых требования рынка были определяющими.

Начиная с 1870-х годов значительно увеличи­ вается объем производства хрусталя с обильной алмазной гранью. Возрастает интерес к гравиро­ ванному стеклу. Первенство в его производстве и качестве принадлежало Дятьковскому заводу.

В это время с новой силой возрастает интерес к традиционному народному искусству, подража­ние которому вылилось в так называемый "рус­ ский стиль". Затронул он и стекло, которое часто стали декорировать полихромной эмалью, заим­ ствуя мотивы из вышивки, резьбы или росписи по дереву. На рубеже XIX - XX веков формируется новое стилистическое направление, получившее название в России "модерн". Однако в русском стекле он не получил сколько-нибудь самостоя­тельного развития. На Императорском и Гусев ском заводах изготовлялись уникальные произве­ дения, выполненные в манере известного фран­цузского художника Эмиля Галле.

Советское стекло, как самостоятельное худо­жественное явление, заявило о себе лишь в 40-е годы XX века. До этого на отечественных заводах выпускали лишь изделия, повторяющие дорево­ люционные образцы или обиходную посуду. Впер­ вые к стеклу, как к современному художественно­му материалу обратилась В. Мухина, по инициа­тиве которой в 1940 году была создана в Ленин­ граде экспериментальная художественная лабо­ ратория, призванная обеспечить стекольную про­мышленность новыми современными образцами. Лозунгом этого времени была новая образность, в основе которой лежала прежде всего функцио­ нальность форм, технологичность исполнения, чувство материала, ограниченность декора. Этим принципам советское стекло сохраняет верность и поныне.

В 1950-х - начале 1960-х годов на стекольных заводах страны были созданы художественные ла­ боратории, куда пришли профессиональные ху­дожники, усилиями которых продукция каждого завода обрела свою художественную специфику. Современное стекло заняло одно из ведущих мест в ансамбле советского декоративно-прикладного искусства. Его особенностью является то, что ра боту над массовой функциональной вещью боль­ шинство художников сочетает с творческими по­исками в области чисто декоративной. Это нахо­ дит выражение в выставочных композициях, где художники с особой отчетливостью декларируют свою художественную программу. Примечатель­но и то, что советские художники стекла активно откликаются на все события современности и мно­ го работают над созданием тематических, граж­ данственных по своему пафосу произведений. В их работах стекло предстает перед нами как неис­черпаемый в своих возможностях пластический материал, средствами которого могут практичес­ки решаться любые задачи. Этот период отмечен активными поисками нового, современного сти­ ля, через постепенное преодоление старых мето­дов, а порой и через их полное отрицание. В про­ изведениях В. Мухиной и Б. Смирнова тех же лет традиция уступает место новаторству. Здесь иная мера полезного и прекрасного. Красота видится в простоте и естественности функциональных форм, в ограниченности лаконического декора.

Вторая половина 1960-х и первая половина 1970-х годов отмечена повышенным интересом к декоративной форме. Из стекла создаются боль­шие ансамбли, где унитарная форма выступает лишь в качестве одного из компонентов. Проис­ ходит своеобразная эстетизация бытового пред­ мета, который теперь предназначен для того, что­ бы на его основе создать опоэтизированный "об­ раз быта". Показательны в этом плане ансамбли "Праздничный стол" Б. Смирнова и "Хлебосоль­ ный" Д. и Л. Шушкановых. В них широко ис­ пользованы традиции народного гутного стекла, которые в 1970-х годах активно переосмыслива­ ются советскими художниками, создающими на этой основе принципиально новые произведения. Запоминается вдохновенная пластика В. Шев­ченко.

Новаторством также отмечены работы в хрус­тале. Традиционная алмазная грань в работах Фи­латова и М. Гробарь обретает новую образность. Она выступает не только как элемент декора, но несет в себе и формообразную функцию.

Вторая половина 1970-х годов характеризует­ ся тем, что декоративное стекло активно вторгает­ся в общественный интерьер, становится эмоцио­нальной доминантой выставочной экспозиции. В стекле решаются задачи, ранее считавшиеся ис­ ключительной привилегией изобразительного ис­кусства. Нарушается привычная иерархия мате­ риалов и техники. В работах А. Степановой, Б. Муратова, Б. Федорова, Н. Тихомировой хрусталь приобретает ранее чуждую ему свободу пластики, все богатство заложенных в нем свойств использо­ вано для создания изобразительно-ассоциатив­ ных образов. Камерностью отличается тонкое, вы­дувное стекло с росписью люстром и золотом, ко­торое успешно создают Е. Вихрова и Ю. Манелис. В гутном стекле высокой одухотворенностью пол­ ны композиции Д. и Л. Шушкановых, где вирту­озная техника превращает стекло в подлинную драгоценность.

Советское художественное стекло последнего времени во всем богатстве и разнообразии создаю­щих его творческих индивидуальностей предстает перед современниками как удивительно целост­ ное явление. В нем бережное отношение к нацио­нальной традиции сочетается со смелым новатор­ством, а поэтическая настроенность - с высокой гражданственностью.

Стекло – это универсальный материал не только для защиты жилища и создания уюта. Это широко используют также и в других целях – например, для создания красивых и оригинальных украшений для дома или бижутерии. Такой вид стекла называют «художественным», и оно имеет богатую историю.

История художественного стекла

Следует отметить, что изначально стекло как раз использовали только для декора и украшений. Это был слишком редкий и дорогостоящий материал, технология изготовления которого держалась в строжайшем секрете. Поэтому позволить себе носить бусы или серьги из стекла могли только очень богатые люди.

Первые мастерские по изготовлению художественного стекла появились еще во времена Киевской Руси. Мастера изготавливали бусы, браслеты и кольца, а также смальту для мозаик.

Спустя какое-то время удалось перенять опыт от лучших специалистов Европы, например, наши мастера научились делать гравировку и гнутую технику.

Изготовление современного художественного стекла

Сегодня художественное стекло очень редко изготавливается вручную – чаще всего оно выпускается в промышленных объемах.

Современное декоративное стекло служит для изготовления таких заготовок:

  • смальта, которую применяют для мозаик;
  • бисер и стеклярус, из которого плетут браслеты, вышивают картины;
  • стразы, служащие для украшения одежды;
  • глазури и эмали.

Художественное стекло , прежде чем оказаться в качестве готового украшения на вашей шее или на предмете одежды, проходит длинный и трудный путь.

Первый этап – это варка стекла. Он проходит обычно так же, как и варка обычного стекла, но дополнительно еще применяются разные дополнительные компоненты, чтобы придать стеклу отдельные характеристики: цвет, матовость, преломление и т.п.

Следующий этап – это выдувание и формирование стекла. С помощью выдувания из вязкой массы создаются шары, вазы и бокалы, а также другие элементы, имеющие круглую форму.

Для выдувания изделий круглой формы используется специальный инструмент – стеклодувная трубка. Она представляет собой трубку, обшитую деревом, с латунным мундштуком. Стеклодув набирает ею немного стеклянной массы и выдувает изделие нужной величины и формы. Готовую заготовку отрезают с помощью металлических ножниц.

Следует отметить, что профессия стеклодува – очень древняя, но и тяжелая физически. Для нее подходят только сильные люди со здоровыми легкими.

Следующий этап создания изделий из художественного стекла – это формовка. Для ТОО, чтобы нанести узоры или тиснение, используют специальное устройство, похожее на пинцет. После придавания формы изделие отправляют в печь для обжига. Место отсечения шара, вазы или другого изделия от трубки потом выравнивают с помощью шлифовки.

Применение художественного стекла

Художественное стекло сегодня находит широкое применение. Невозможно представить себе дом без элементов декора, изготовленных из этого красивейшего материала.

Художественное стекло применяется:

  • для создания мозаик;
  • для витражей;
  • для изготовления бусин, бисера и стекляруса;
  • для изготовления бокалов, ваз из особого вида граненого стекла – хрусталя;
  • для изготовления красивой подарочной посуды.

Стекло представляет собой уникальный материал, который можно обрабатывать самыми разными способами и получать красивые, завораживающие взгляд вещи. Преломление света в стекле – это одна из основных его особенностей.

Создание граней и гравировки дает возможность сделать это преломление по-настоящему чарующим.

Художественное стекло может иметь также разные цвета. Качество стекла определяется качеством и глубиной цвета – на нем не должно быть наплывов, разводов, пятен.

Еще один из критериев качества стекла – это равномерность по всей толщине, отсутствие пузырьков и другого брака. Неровная гравировка, кривые грани, неотшлифованные сколы, неровная форма изделия – все это некачественные заготовки, которые не должны попасть к потребителю.

Изготовление художественного стекла – это целое искусство. Для этого привлекаются не только новые технологии. Важно также проявить фантазию, разработать дизайн будущего изделия, ведь от этого напрямую зависит его успех на рынке.

На выставке «Мир стекла» вы сможете ознакомиться с новыми видами художественного стекла, свежими дизайнерскими решениями. Это уникальное мероприятие, которое собирает специалистов отрасли со всего мира.

Промышленные виды стекла, оконные, огнеупорные, художественные – все это будет представлено в ЦВК «Экспоцентр» в июне этого года.

Выставка дает возможность не только ознакомиться с передовыми технологиями, но и найти новые рынки сбыта для своей продукции, наладить партнерские отношения с поставщиками сырья и оборудования.

Выставка «Мир стекла» за всю свою историю собрала представителей более чем двадцати стран со всего мира. Это уникальная возможность узнать новое и перенять опыт ведущих компаний мира.

Художественная обработка и резка стекла

Как уже говорилось выше, для изготовления художественного стекла применяются те же ингредиенты, что и для обычного. Но вот техника его обработки и изготовления разительно отличается.

Художественная обработка стекла позволяет создавать из этого универсального материала настоящие шедевры. Могут обрабатываться как заготовки, так и уже готовые изделия.

Есть несколько наиболее популярных методов художественной обработки стекла:

  1. Пескоструйная обработка. Она заключается в том, что на стекло направляется струя песка под большим давлением. При этом могут использоваться трафареты, для того, чтобы задать определенный узор или рисунок. Песок создает на стекле царапины и сколы, в результате получается тип художественного материала под названием «мороз».

  2. Резьба по стеклу и художественная резка стекла, с помощью которой получают оригинальные узоры. Резьбу могут проводить механическим способом, с помощью абразивных кругов, затем погружать стекло в специальный химический раствор. В результате стекло приобретает затейливый рисунок и «игру алмаза».

  3. Роспись красками проводится по прозрачному стеклу. Для этого используют специальные силикатные краски, которые изготавливаются в виде карандашей. После нанесения рисунка стекло отправляется в печь, и под воздействием температуры краска «приваривается» к стеклу.

  4. Травление – это обработка стекла при помощи специальных химических растворов. Таким образом, получают матовое стекло или стекло с прозрачным рисунком.

  5. Художественная резка стекла, с помощью которой можно получать стекло уникальной формы или элементы для составления витражей и мозаик. Для этого используются специальные инструменты, а после резки края стекла шлифуются, чтобы избежать порезов.

Это основные способы обработки стекла для художественных нужд.

Художественное матирование стекла

Кроме вышеуказанных способов обработки стекла также применяется матирование. Матовое стекло мало пропускает солнечные лучи, оно практически непрозрачное, но в художественных целях применяется довольно часто.

Художественное матирование стекла часто проводится химическим способом с помощью плавиковой кислоты. Оно представляет собой нанесение сложных или более простых орнаментов и рисунков на листе стекла или зеркала.

Для матирования может применяться и пескоструйный метод. Песок, вылетающий под давлением, наносит разнообразные узоры и делает художественные изделие законченным и оригинальным.

Матирование может заключаться как в обработке отдельных участков стеклянной поверхности, так и целого изделия. В зависимости от этого выбирается и способ обработки – химический или пескоструйный.

Может изготавливаться как прозрачное стекло с матовым рисунком, так и матовое с прозрачным. Для обработки первого используют песок, для второго – химические растворы.

На те участки, которые нужно оставить прозрачными, наносится специальный защитный слой. После этого изделие погружается в кислоту и происходит его травление.

Художественное матирование стекла позволяет создавать настоящие произведения искусства, оригинальные и завершенные.

На выставке «Мир стекла» вы сможете ознакомиться с новыми вариантами применения художественного стекла, в том числе матированного.

Примеры матированного стекла на выставке

В ЦВК «Экспоцентр» уже который год собираются специалисты отрасли как из нашей страны, так и из-за рубежа.

Посещение выставки – это шанс перенять опыт передовых мировых компаний и дать толчок к развитию собственной фирмы.

Стекловарение -- одна из древнейших технологий в материальной культуре, но сравнительно молодая отрасль промышленности. Основное сырьё при получении наиболее у потребимых видов стекла -- кремнезём. Варка стекла в настоящее время производится по нескольким методам, но общими для них являются достаточно строгие технологические параметры, основными из которых являются условия высокой чистоты производства и управляемый высокотемпературный режим, подразумевающие наличие соответствующего оборудования и инструментария. Продукты стеклоделия всегда имели и будут находить применение во всех областях деятельности человека.

Художественное стекло - готовые изделия и заготовки из стекла, выполняющее художественно-декоративные и прикладные функции (посуда, вазы; ювелирные изделия и бижутерия; светильники; витражи и смальтовые мозаики, различные архитектурные детали и декоративные композиции, мелкая пластика, скульптура). Художественные стеклянные изделия могут быть уникальными, ручной работы, но шире распространены художественные изделия массового (заводского) производства.

Уже более пяти тысячелетий люди знают и используют стекло. По версии ученых, с искусственным стеклом впервые столкнулись гончары: при обжиге изделия из глины, на него могла попасть смесь соды и песка, образовав на поверхности глазурь. Согласно другой легенде, со стеклом впервые столкнулись купцы во время путешествия по Аравийской пустыне. Одним из товаров, которым торговали купцы, была сода. На ночь купцы поставили мешки с содой возле огня, защитив, таким образом, костер от ветра. А утром, к удивлению купцов, сода превратилась в стекло.

Хотя это всего лишь легенда, ученые считают, что при некоторых обстоятельствах такое вполне могло случиться. Температура плавления песка 1710 °С, но при добавлении соды она снижается до 720 °С. Эту легенду подтверждает и интересная находка археологов в Месопотамии - бусы из стекла (примерно 2450 года до н.э.), которые изготовлены из осколков стеклянной глыбы путем обработки с помощью камней. По данным ученых, стекла изготавливали еще египтяне и жители Востока, в III-IV тысячелетии до н.э.

Раньше стекло варилось в горшках, подобно обычному супу, на костре или в печи. В емкость помещали шихту - смесь песка, соды, золы и различных примесей (мел, доломит, полевой шпат). Будущие свойства стекла, такие как прочность, прозрачность, стойкость к химическим веществам и цвет, сильно зависели от качества и способа приготовления шихты. Например, для получения непрозрачного, мутного стекла использовали смесь из песка и соды. Такое стекло растворялось в обычной воде, но если к этому составу добавляли глинозем, то прочность и твердость стекла, его стойкость к химическим веществам, температуре увеличивалась.

Первое стекло, полученное человеком, было непрозрачным. Такое стекло у египтян имитировало камни - малахит, бирюзу. Люди постоянно экспериментировали с составом стекла, вводили в него новые ингредиенты - оксиды свинца и олова, соединения марганца и кобальта (как красители). В древности египтяне использовали два метода обработки стекла: пластическое формование и прессование. С помощью этих методов сначала изготавливали небольшие изделия. Цветное стекло возникло примерно в 1200 год до н.э., когда люди стали добавлять в состав будущего стекла красители. Добавляя в состав медь и железо, получали голубое, зеленое и бирюзовое стекло. Позже, в начале нашей эры, в состав стекла стали добавлять кобальт, для получения синего цвета стекла.

В древние времена стекло казалось людям чем-то чудесным и невероятным, ведь оно обладало противоречивыми свойствами, было мягким и пластичным в расплавленном состоянии и твердым, блестящим после застывания. К тому же, стекло было создано землей и огнем. Поэтому в те времена стекло стоило дороже серебра и золота, а умение его получать считалось настоящим искусством. По легенде, во временя римского императора Тиберия (42 год до н.э.), один мастер поплатился жизнью за то, что раскрыл секрет изготовления небьющегося стекла. Император не желал, чтобы стекло обесценилось.

Постепенно совершенствовались методы работы со стеклом. При раскопках городов Древней Италии (Помпеи, Геркуланум), которые были разрушены извержением Везувия в 79 году н.э., были найдены стеклянные полы из мозаики, фрагменты настенных витражей, куски матового стекла.

Значительные изменения в технологии производства стекла произошли на рубеже нашей эры: появились бесцветные стекла, а также выдувные изделия. В I веке н. э. изобрели стеклодувную трубку для создания посуды. Забавно, но за тысячелетия инструмент стеклодува остался практически неизменным: и тогда, и сейчас мастера используют длинную трубку из железа, покрытую деревом, с одной стороны которой находится мундштук, а с другой - утолщение для набирания стекла грушевидной формы. Стеклодув нагревает конец трубки и окунает его в расплавленное стекло, которое образует на конце трубки горячий ком. Затем мастер быстро вынимает из печи трубку и сразу начинает дуть в нее со стороны мундштука. В стеклянном коме образуется полость, которая увеличивается по мере вдувания воздуха. Таким образом, можно изготавливать почти любые стеклянные изделия - и мелкую посуду (вазы, чаши, блюда, кубки), и большие стекла для зеркал.

Пик развития стеклоделия в Европе пришелся на V-VII века. Центром мирового стеклоделия стала Византия. Именно здесь стали создавать не только прекрасные сосуды, но и смальту, составные части мозаику, которые представляют собой куски цветного непрозрачного стекла.

В начале XIII века венецианские стеклоделы стали обладателями важнейших тайн ремесла, раскрытых благодаря привезенным из Константинополя образцам. С тех пор стеклянная промышленность Венеции стала развиваться быстрее. Но мастерам было не просто, хотя у них не было конкурентов во всей Европе, они постоянно находились под контролем властей. Правительство запрещало вывозить материалы для приготовления стекла за границу и разглашать секреты производства. Если стеклодел пытался покинуть Венецию, ему грозили серьезные неприятности - от тюрьмы до смертной казни. В конце XIII века стеклоплавильные горны перенесли за черту Венеции, на остров Мурано, где и родилось знаменитое «муранское» стекло. Оно быстро завоевало большую популярность. «Муранское» стекло чрезвычайно ценили европейцы уже в XV веке, его подносили важным персонам в качестве драгоценного дара.

Мировую славу «муранское» стекло приобрело в XVI веке, и до сих пор ее сохраняет. До нашего времени дошли произведения итальянских художников того времени - их картины, на которых изображена венецианская посуда. Даже на картинах видно, насколько эта посуда невесомая, чистая, прозрачная - остается только восхищаться стеклодувами того времени. Они могли создать сосуды для жидкостей в виде птиц, животных, рыб, насекомых. Сейчас эти сосуды занимают почетное место в западноевропейских музеях. На стекле мастера делали украшения в виде капель пузырей, розеток, края изделий делали волнистыми, украшали птичьими и звериными элементами. Используя разнообразные техники, венецианские мастера изготавливали сосуды и другие изделия: позолоченные, расписанные эмалями, украшенные стеклянными нитями, изделия с узорами в виде трещинок (кракле).

В XVI веке одновременно с развитием стекольного производства в Венеции, начинается его развитее в Испании, Португалии, Нидерландах, Франции, Англии, Германии. И в XVII веке постепенно нежное венецианское стекло вышло из моды, уступив место тяжелому стеклу Богемии и Силезии.

В начале XVII века во Франции изобрели новый метод создания стеклянных изделий - отливку стекла на медных плитках с дальнейшей прокаткой. В это же время, стали применять обработку стекла травлением (смесь шпата с серной кислотой), началось развитие производства стекол для окон и оптики. А что же знаменитое «муранское» стекло? К сожалению, в конце XVII - начале XVIII веков, стеклодельные цеха на острове были разрушены французскими оккупантами. Возродилось производство венецианского стекла лишь в середине XIX века, благодаря адвокату Антонио Сальвиати, который при поддержке других поклонников старины возобновил работу Муранского завода. С тех пор завод успешно работает, выпуская изделия, которые пользуются большой популярностью в мире. Стеклянные изделия с авторским клеймом Муранского завода с каждым годом ценятся все выше, особенно среди коллекционеров, посещающих европейские аукционы.

На Руси стеклоделие еще с древних времен было на высоте. Правда, первый стеклянный завод открылся только в1635 году в Подмосковье. С открытия завода шведом Елисеем Кохтом и началось официальное основание русского стеклоделия. Когда закончилась 15-летняя привилегия Кохта на изготовление стеклянных изделий, тут же появилось несколько аналогичных заводов других предпринимателей, но все эти начинания не имели поддержки, и ожидаемого развития стеклоделия в России не случилось.

Лишь в начале XVIII века, Петром Великим были утверждены поощрения для стеклоделов, они стали посылаться для обучения за границу и т.д. Это привело к оживлению в сфере производства стекла. Именно царь Петр Великий открыл два стеклянных завода под Москвой и Петербургом, пригласил на работу мастеров из Германии. С этого периода стеклоделие в России стало постоянно развиваться.

В XVIII веке в России популярными стали расписные стеклянные изделия из молочного и опалового стекла. Их раскрашивали эмалью, изображая цветы или сюжеты. Позже, в начале ХIХ века, популярность приобрели изделия из свинцового хрусталя с алмазной гранью. Их выпускал стекольный завод Петербурга. На заводе выпускалась не только красивая посуда, но и вазы, светильники.

В 1902 году Эмилем Фурко был внедрен метод машинной вытяжки стекла. Из печи стекло вытягивали в виде непрерывной ленты через прокатные валки. Далее его охлаждали и разрезали на листы. Другим методом изготовления стекла был флоат-метод, изобретенный в 1959 году фирмой «Пилкингтон». Заключается он в следующем: из печи плавления стекло поступает в виде плоской ленты, проходит через ванну с расплавленным оловом, затем происходит охлаждение и отжиг. Преимущества этого метода: отсутствие оптических дефектов стекла, постоянная толщина листа, высокое качество поверхности стекла, делающее полировку не нужной. Метод также позволил задавать некоторые свойства стекла во время его производства.

Даже сейчас все стеклянные предметы изготавливаются все теми же способами: выдуванием, литьем и прессованием. Ремесло стеклоделов наиболее востребовано в дизайне предметов: ведь возможности стекла (пластические, технологические, фактурные, цветовые) почти безграничны, дают возможность реализовывать самые разнообразные идеи авторов. Источником вдохновения для многих дизайнерских фирм служат, кончено, старинные мотивы. Стекло сегодня - это не только светильники и люстры, но и интересные детали интерьера (ручки мебели, выключатели и т.д.)


Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении