Найди себя - Женский портал

Теплотворная способность твердого топлива для котлов. Теплотворная способность различных видов топлива. Сравнительный анализ Теплотворная способность топлива таблица в квт

Всякое топливо, сгорая, выделяет теплоту (энергию), оцениваемую количественно в джоулях или в калориях (4,3Дж = 1кал). На практике для измерения количества теплоты, которое выделится при сгорании топлива, пользуются калориметрами - сложными устройствами лабораторного применения. Теплоту сгорания называют также теплотворной способностью.

Количество теплоты, получаемой от сжигания топлива, зависит не только от его теплотворной способности, но и от массы.

Для сравнения веществ по объёму энергии, выделяемой при сгорании, более удобна величина удельной теплоты сгорания. Она показывает количество теплоты, образуемой при сгорании одного килограмма (массовая удельная теплота сгорания) или одного литра, метра кубического (объёмная удельная теплота сгорания) топлива.

Принятыми в системе СИ единицами удельной теплоты сгорания топлива считаются ккал/кг, МДж/кг, ккал/м³, Мдж/м³, а также их производные.

Энергетическая ценность топлива определяется именно величиной его удельной теплоты сгорания. Связь между количеством теплоты, образуемой при сгорании топлива, его массой и удельной теплотой сгорания выражается простой формулой:

Q = q · m , где Q - количество теплоты в Дж, q - удельная теплота сгорания в Дж/кг, m - масса вещества в кг.

Для всех видов топлива и большинства горючих веществ величины удельной теплоты сгорания давно определены и сведены в таблицы, которыми пользуются специалисты при проведении расчётов теплоты, выделяемой при сгорании топлива или иных материалов. В разных таблицах возможны небольшие разночтения, объясняемые, очевидно, несколько отличающимися методиками измерений или различной теплотворной способностью однотипных горючих материалов, добываемых из разных месторождений.

Наибольшей энергоёмкостью из твёрдых видов топлива обладает каменный уголь - 27 МДж/кг (антрацит - 28 МДж/кг). Подобные показатели имеет древесный уголь (27 МДж/кг). Намного менее теплотворен бурый уголь - 13 Мдж/кг. Он к тому же содержит обычно много влаги (до 60 %), которая, испаряясь, снижает величину общей теплоты сгорания.

Торф сгорает с теплотой 14-17 Мдж/кг (зависит от его состояния - крошка, прессованый, брикет). Дрова, подсушенные до 20 % влажности, выделяют от 8 до 15 Мдж/кг. При этом количество энергии, получаемой от осины и от берёзы, может разниться практически вдвое. Примерно такие же показатели дают пеллеты из разных материалов - от 14 до 18 Мдж/кг.

Намного меньше, чем твёрдые, различаются величинами удельной теплоты сгорания жидкие виды топлива. Так, удельная теплота сгорания дизельного топлива - 43 МДж/л, бензина - 44 МДж/л, керосина - 43,5 МДж/л, мазута - 40,6 МДж/л.

Удельная теплота сгорания природного газа составляет 33,5 МДж/м³, пропана - 45 МДж/м³. Наиболее энергоёмким топливом из газообразных является газ водород (120 Мдж/м³). Он весьма перспективен для использования в качестве топлива, но на сегодняшний день пока не найдены оптимальные варианты его хранения и транспортировки.

Сравнение энергоемкости различных видов топлива


При сравнении энергетической ценности основных видов твёрдого, жидкого и газообразного топлива можно установить, что одному литру бензина или дизтоплива соответствует 1,3 м³ природного газа, одному килограмму каменного угля - 0,8 м³ газа, одному кг дров - 0,4 м³ газа.

Теплота сгорания топлива - это важнейший показатель эффективности, однако широта распространения его в сферах человеческой деятельности зависит от технических возможностей и экономических показателей использования.

Энергоемкость топлив

Важнейшей характеристикой топлива является его энерго­емкость, или теплота сгорания. Под энергоемкостью (или тепло­той сгорания) следует понимать количество теплоты, выделив­шейся при полном сгорании единицы массы или объема топлива и замеренной при постоянных давлении и температуре (обычно при 25 °С).

В технике пользуются значением низшей теплоты сгорания 1 кг (весовой) или 1 л (объемной) топлива. Низшая теплота сгорания топлива (расчетная) получается уменьшением значе­ния высшей теплоты сгорания (экспериментальной) на количе­ство тепла, затраченного для испарения некоторых продуктов сгорания, которые при нормальной температуре являются жид­костями. В основном - это вода, которая выводится из двигателя с продуктами сгорания в парообразном состоянии. При этом ис­ходят из того, что тепло образования водяных паров теряется безвозвратно.

В том случае, когда среди продуктов сгорания топлива не оказывается соединений, конденсирующихся при нормальной температуре, например при сжигании СО в СО 2 , высшая и низшая теплоты сгорания равны.

Для работы современных карбюраторных, дизельных и ра­кетных двигателей важно знать также теплоту сгорания рабо­чей смеси, состоящей из горючего и окислителя, в количестве, достаточном для полного сгорания горючего. При этом наи­большая теплота сгорания будет у рабочей.смеси, в которой стехиометрическое соотношение топливо: окислитель? равно 1.

Значение низшей теплоты сгорания рабочих смесей, состоящих из паров углеводородов с воздухом, приближается к 667- 674 ккал/кг.

Углеводородные топлива характеризуются высокой теплотой сгорания. Продуктами их полного сгорания являются, главным образом, двуокись углерода и вода. Лишь водород, бериллий и бор имеют большие теплоты сгорания, чем углеводороды. Одна­ко при их использовании в качестве топлив возникают весьма сложные проблемы, которые здесь не рассматриваются. По эк­сплуатационным свойствам углеводороды как топлива отличаются значительными преимуществами.

Теплоту сгорания определяют сжиганием навески топлива в калориметрической бомбе, заполненной кислородом под давле­нием. Метод этот сложен, и для его осуществления требуются специальные условия.

Для определения теплоты сгорания при помощи расчетов широко пользуются эмпирическими формулами, точность кото­рых составляет ±2-3%.

В основу эмпирических расчетных формул, составленных раз­личными авторами, положены следующие данные.

1. Элементарный состав топлива. В этом случае исходят из того, что теплота сгорания топлива равна сумме теплот сгорания отдельных элементов его составляющих.

2. Количество кислорода (воздуха), необходимого для сгора­ния топлива. В основу эмпирических формул положено количе­ство кислорода, необходимое для полного сгорания элементов, составляющих топливо. Наибольшей точностью из формул этого типа отличается формула Коновалова:

Q н = 3050 К

Где Q н - низшая теплота сгорания топлива, ккал/кг; К - количе­ство кислорода, необходимого для сгорания единицы массы то­плива, рассчитываемое по формуле:

где С, Н, О - содержание углерода, водорода и кислорода в то­пливе, вес. %.

3. Теплота образования. Эмпирические формулы основаны на законе Гесса, из которого следует, что теплота сгорания топли­ва соответствует разности между теплотой образования сжигае­мого топлива и суммой теплот образования конечных продуктов его сгорания (воды, двуокиси углерода и др.).

4. Физико-химические характеристики топлива. Для углево­дородных жидких топлив, состоящих в основном из двух эле­ментов-углерода и водорода, устанавливается определенная зависимость между отношением этих элементов, температурой их выкипания, анилиновой точкой, плотностью, строением углеводо­родов и другими физико-химическими показателями, с одной стороны, и теплотой сгорания - с другой.

Для углеводородных топлив, имеющих плотность от 0,510 до 0,990, весовая теплота сгорания может быть определена с точ­ностью до 3-5% (для фракций алканового основания до 1 - 1,5%) по формулам Крагоэ:

где?-плотность топлива при 15°С; Q в - высшая теплота сго­рания, ккал/кг; О н - низшая теплота сгорания, ккал/кг.

Установлено, что при использовании этой формулы наимень­шая погрешность составляет 40 ккал/кг; для смесси ароматичес­ких углеводородов с алканами наибольшая погрешность дости­гает 400-530 ккал/кг.

Лаврентьев предложил эмпирическую формулу для расчета низшей весовой теплоты сгорания по значению показателя пре­ломления:

Для товарных реактивных топлив максимальное отклонение вычисленных данных, определенных экспериментально, со­ставляет ±95 ккал/кг при среднем отклонении ±1,4 ккал/кг. Не­удовлетворительные результаты получаются для узких нефтяных фракций, индивидуальных углеводородов, особенно ароматиче­ских углеводородов, для которых величина отклонения превос­ходит 400 ккал/кг.

Более точные результаты (отклонение ±20-25 ккал/кг), в том числе для ароматических углеводородов, дает формула, в которой используется показатель преломления и анилиновая точка:

где t A - анилиновая точка, °С.

Для среднедистиллятных нефтяных топлив можно достаточно точно рассчитать низшую весовую теплоту сгорания, зная содер­жание водорода, по формуле:

где Н - содержание водорода, вес. %.

Многие авторы считают, что наибольшая точность достигает­ся при использовании расчетных формул, в которых представлена зависимость между теплотой сгорания, плотностью и анилиновой точкой среднедистиллятных топлив. Результаты расчета при использовании такой зависимости приняты во всех спецификаци­ях США и других стран на реактивные топлива наравне со зна­чениями, определенными экспериментально. Для керосинов отклонения от экспериментальных данных составляют 12- 14 ккал/кг, максимальные отклонения ± 45 ккал/кг. Неболь­шое содержание олефинов в керосинах существенно не влияет на результаты. Для алкилатов и индивидуальных углеводородов, кипящих в пределах керосиновых фракций, этот метод мало пригоден.

В спецификациях на реактивные топлива приводится коэффи­циент теплопроводности, представляющий собой произведение плотности, выраженной в °АРI (АSТМ D 287-55), и анилино­вой точки в °F (АSТМ D 611-55Т), изменяющейся с тепло­той сгорания топлива по линейной зависимости. В результате проверки этого метода на многочисленных образцах реактивных топлив нашей страны была предложена формула:

где К - коэффициент теплотворности топлива, численно равный произведению плотности топлива в °АРI и анилиновой точки в °F. Плотность определяется при 15,6 °С по ГОСТ 3900-47, а ани­линовая точка - методом равных объемов (ОСТ 17872 М. И. 20К-40). Для получения плотности в °АРI, а анилиновой точки в °F пользуются переводными таблицами, приведенными в рабо­тах.

При использовании этой формулы можно получить результа­ты с точностью до 0,12% и максимальным отклонением 0,43% для нефтепродуктов плотностью? 5.16 15.6 =0,8448-0,7585 (36- 55°АРI), имеющих анилиновую точку 51-78,3 °С (124-173°F) и коэффициенты теплотворности в пределах от 4414 до 8969.

Некоторая ошибка получается при наличии в топливе серы. Так, при 1 % серы значение теплоты сгорания для керосина мо­жет быть завышено приблизительно на 60 ккал/кг. Поэтому для расчета низшей теплоты сгорания предлагается формула, учи­тывающая содержание серы:

где Q н -теплота сгорания топлива, содержащего серу, ккал/кг;

Q н - теплота сгорания, рассчитанная для топлива по анилиновой точке и плотности без учета содержания серы, ккал/кг; %S- содержание серы в топливе, вес. %.


Зная плотность? 15.6 15.6 и вязкость топлива (в сст) при 37,8 °С, по номограмме (рис. 18) можно определить анилиновую точку в °С, а затем перевести в °F. Отклонения для керосинов от данных, полученных стандартным методом, не превышают ± 2%.

Ниже приведены коэффициенты теплотворности и значения низшей весовой теплоты сгорания для различных реактивных топлив, рассчитанные по формуле.

Для упрощения расчетов предложены номограммы, состав­ленные на основании зависимости между физико-химическими и энергетическими характеристиками нефтяных фракций. Ниже в качестве примера представлена одна из подобных номограмм,


построенная на основе зависимости между плотностью, молеку­лярным весом, псевдокритическим давлением, анилиновой точ­кой, средней температурой кипения, теплотой испарения и выс­шей теплотой сгорания для нефтяных фракций (рис. 19).

Зная две какие либо характеристики из названных, можно по номо­грамме определить остальные. При работе с номограммой среднюю температуру кипения фракции можно принять равной температуре выкипания 50 объемн. % этой фракции в условиях стандартной разгонки.

Поскольку на номограмме приведены значения высшей тепло­ты сгорания, значение низшей теплоты сгорания можно рассчи­тать по формуле:

где К - содержание в топливе воды, вес. %.

Отклонения данных, полученных по номограмме, от фактиче­ских данных составляют 1%.


На рис. 20 приведена номограмма зависимости между низ­шей объемной теплотой сгорания, плотностью, вязкостью и сред­ней температурой выкипания дизельных топлив.

По такой номограмме при помощи известных характеристик можно легко определить объемную теплоту сгорания дизельных топлив.

Теплота сгорания зависит от элементарного состава углеводо­родов топлива, что подтверждается следующими данными:


Весовая теплота сгорания водорода в 3,5 раза больше весовой теплоты сгорания углерода. Чем выше содержание водорода, тем выше теплота сгорания углеводородного топлива.

Для алканов среднедистиллятных фракций содержание угле­рода изменяется незначительно - в пределах 84-85%, для цикланов эта величина постоянна и составляет приблизительно 85,75%, для ароматических углеводородов она изменяется в ши­роких пределах - от 91 до 87,5% и зависит от длины боковых цепей.


Весовые теплоты сгорания топлива изменяются в соответст­вии с содержанием углерода: для алканов и цикланов незначи­тельно, а для ароматических углеводородов с числом углеродных атомов от 6 до 20 - до 700 ккал (рис. 21). Плотность ? 4 20 углеводородов, составляющих товарные топлива и выкипающих в пределах 80-300°С, изменяется следующим образом :

Плотность в пределах одного класса углеводородов изменя­ется значительно. Она определяется не только молекулярным весом, но и структурой углеводородов. Вследствие этого объем­ные теплоты сгорания углеводородов существенно различаются.

Для углеводородов промышленных фракций, однотипных по строению и выкипающих в пределах 100-300°С, разница меж­ду максимальной и минимальной величинами весовой теплоты сгорания составляет от 30 до 350 ккал/кг, объемной- от 30 до 1100 ккол/л. Особенно велика разница объемной теплоты сгора­ния у цикланов - 700-1100 ккал/л (табл. 19).


Объемную теплоту сгорания можно значительно увеличить, одновременно сохраняя на достаточно высоком уровне весовую теплоту сгорания, вовлечением в состав топлив цикланов опре­деленного строения.

Нефтяные топлива характеризуются теплотой сгорания, близ­кой к верхнему возможному пределу. Однако для дальнейшего увеличения теплоты сгорания углеводородных топлив остаются некоторые резервы. Все больше синтезируется, а также выделя­ется из нефти углеводородов такого строения, теплоты сгорания (весовые и объемные) которых существенно превышают тепло­ты сгорания товарных нефтяных фракций. На основе таких угле­водородов предлагаются новые композиции высокоэнергетичес­ких топлив, столь необходимых для реактивных и ракетных дви­гателей.

Применение топлива с повышенной теплотой сгорания для карбюраторных и дизельных двигателей приведет к снижению его удельного расхода (поскольку теплота сгорания рабочей смеси должна быть постоянной); к уменьшению объема топлив­ных баков при том же радиусе действия машин; к некоторому изменению сечения жиклеров в соответствии с количеством по­ступающего топлива. Мощность карбюраторных и дизельных двигателей не зависит от теплоты сгорания топлива и, следова­тельно, остается неизменной.

Для реактивных и ракетных двигателей, в которых сила тяги создается только за счет сил реакции газов, вытекающих из со­пла, теплота сгорания топлива играет большую роль. Сила тяги воздушно-реактивного двигателя представляет равнодействую­щую сил воздушного и газового потоков, оказывающую влияние на элементы "Проточной части и наружной поверхности двигате­ля. Она прямо пропорциональна количеству воздуха, проходяще­го через реактивный двигатель, и скорости истечения газов через его сопло. Весовой расход топлива составляет 1,5-2% от весового расхода воздуха. Топливо, сгорая, нагревает воздух и тем самым увеличи­вает его кинетическую энергию, расхо­дуемую на полезную работу и компенса­цию потерь. Поэтому чем выше теплота сгорания топлива, тем большую полез­ную работу сможет дать двигатель.

Увеличение теплоты сгорания топли­ва приведет к увеличению объема газов, проходящих через двигатель, и, следова­тельно, к увеличению скорости их исте­чения, что повысит к. п. д. двигателя. Авиационные топлива, выделяющие при сгорании большее количество тепла, поз­воляют увеличить дальность полета или грузоподъемность самолета. О зависимо­сти между энергоемкостью авиационно­го реактивного топлива и дальностью по­лета самолета можно судить по формуле Брегэ:

где К - дальность оолета; Q н - весовая низшая теплота сгорания топлива; ? - суммарный к. п. д. двигателя; L / D - отношение подъемной силы к лобовому сопротивлению; W 0 - вес самолета при старте; W f - вес залитого в баки само­лета топлива.

Из приведенной формулы следует, что дальность полета самолета изменяется (прямо пропорционально теплоте, выде­ляющейся при сгорании топлива. Таким образом, при постоянном весе топлива повышение его весовой теплоты сгорания позволит в реактивном двигателе не только достичь преимуществ, указанных для карбюраторных двигателей, но и увеличить мощность двигателя, скорость м дальность полета самолета или умень­шить удельный расход топлива.

Увеличение объемной теплоты сгора­ния топлива, связанное с обязательным возрастанием его плотности, даст преи­мущества лишь в том случае, если при­рост теплоты сгорания превзойдет потери энергии, которую необходимо будет дополнительно затратить вследствие увеличения полетного веса самолета, загруженного та­ким же объемом топлива, но имеющего большую плотность. Кри­терием энергетической оценки топлива будет являться удельная теплота сгорания загруженного топлива, отнесенная к единице по­летного веса летательного аппарата.

Весьма желательно равенство значений весовой и объемной теплоты сгорания топлив; к такому равенству можно прибли­зиться, увеличивая плотность углеводородной смеси до единицы.

Выполнить это условие пока трудно, хотя мето­дом синтеза удается по­лучить насыщенные угле­водороды, плотность кото­рых превышает 0,9 г/см 3 .

На рис. 22 показано влияние теплоты сгорания и плотности топлива на дальность полета самоле­та при различных высо­тах. Как видно из рисун­ка, энергетические преи­мущества топлива с по­вышенной плотностью наиболее ощутимы при большой скорости полета (2,5-4 Маха).

При необходимости увеличения дальности по­лета топливо с большей весовой теплотой сгорания в сравнимых условиях будет обладать (преимуществом перед топливом с большей объемной теплотой сго­рания (большей плотностью). На дальних расстояниях при использовании последних будет расходоваться дополнительная энергия на их перевозку.

Для ракетного двигателя значение топлива с высокой тепло­той сгорания еще более возрастает. Высота взлета ракетного двигателя увеличивается во столько раз, во сколько увеличива­ется теплота сгорания топлива. Таким образом, при использова­нии для ракетных двигателей топлив с более высокой теплотой сгорания достигаются преимущества, указанные для воздушно-ракетных двигателей, и увеличивается высота взлета ракеты.

Исследователи стремятся получить такое углеводородное то­пливо, которое возможно полнее отвечало бы требованиям реак­тивных сверхзвуковых и тем более ракетных двигателей. Такие топлива должны характеризоваться высокой весовой и объемной теплотой сгорания при минимальном различии их значений. Кро­ме того, углеводороды, составляющие топлива, должны обладать удовлетворительными низкотемпературными свойствами, высо­кой химической стабильностью при повышенных температурах, пределами кипения и др. Предпринимаются попытки получения таких топлив не только на основе соответствующих нефтяных фракций и однотипных по химическому строению групп углево­дородов, но и на основе сложного синтеза индивидуальных соединений, хотя этот путь намного дороже. В табл. 20 приведены сведения о некоторых синтезированных для этой цели в США индивидуальных углеводородах по данным патентной литерату­ры, опубликованной в основном в 1964 г.


Как видно из данных табл. 20, осуществлен синтез углеводо­родов сложных и интересных структур. Исследование их свойств свидетельствует об известных возможностях, обнаруженных на этом пути. Большинство углеводородов являются би- и трицикланами с очень высокой плотностью, а следовательно, высокой объемной теплотой сгорания.

По-видимому, циклановые углеводороды в целом отвечают требованиям, предъявляемым к топливу, ;В большей мере, чем углеводороды иного строения. Можно предвидеть, что изоалка- новые углеводороды определенного строения также окажутся благоприятным материалом для этой цели.

Поскольку для реактивных топлив сверхзвуковых самолетов наиболее подходящим и доступным в настоящее время материалом являются циклановые углеводороды, характеризующиеся доста­точно высокой весовой теплотой сгорания и плотностью, значения низшей весовой теплоты сгорания цикланов различного строения при 25°С (в ккал/кг).

Наряду с цикланами большое внимание заслуживают с точки зрения использования в качестве высокоэнергетических топлив изоалкановые углеводороды, характеризующиеся максимальным содержанием водорода, а следовательно, максимальной весовой теплотой сгорания. Сложность заключается в "Подборе таких структур изоалканов, низкотемпературная характеристика кото­рых (температура застывания, кристаллизации, вязкость и ее из­менение с температурой) была бы удовлетворительной, а плот­ность максимальной.

К числу таких углеводородов относятся, по-видимому, алканы гребенчатого строения с компактно и симметрично расположенны­ми короткими боковыми цепями, имеющими один или два угле­родных атома. Предстоит изыскать наиболее экономически це­лесообразный путь получения алканов," отвечающих такому строению.

Известна еще одна группа углеводородов, энергоемкость ко­торых складывается не только из теплот сгорания элементов, но и из энергии, выделяющейся при разрушении их кратных связей и напряженных циклов. К ним относятся производные ацетилена и углеводороды, в структуре которых имеются циклопропановые кольца. Энергия ацетиленовой связи -С=С- составляет около


195 ккал/моль, т. е. более чем в два раза больше энергии свя­зи (84 ккалімоль). Однако реализовать эту дополнительную энергию весьма сложно из-за склонности ацетилено­вых углеводородов полимеризоваться по месту ненасыщенных связей. При сгорании циклопропана и его гомологов также вы­деляется дополнительная энергия, которая в отличие от энергии ацетиленовой связи может быть использована. В табл. 21 при­ведены теплоты образования и сгорания некоторых углеводоро­дов с простыми и кратными связями, а также напряженными ци­клами.

Как видно из данных табл. 21, циклопропан и ацетиленовые углеводороды характеризуются весьма высокими теплотами сго­рания, намного превышающими теплоты сгорания насыщенных углеводородов с таким же числом углеродных атомов в молеку­ле, но не имеющих столь напряженных связей. Наибольшую те­плоту сгорания имеет циклопропан. Гомологи циклопропана ха­рактеризуются несколько меньшей теплотой сгорания. Так, низ­шая весовая теплота сгорания фенилциклопропана равна 10 280 ккал/кг, циклогексилциклопропана 10 610 ккал/кг. Гомологи циклопропана имеют следующие весьма важные преиму­щества по сравнению с ацетиленами: хорошую стабильность при хранении, низкотемпературные свойства, невзрываемость и др.

Очевидно, ди- и трициклопропаны будут представлять собой топлива, отличающиеся наибольшей энергоемкостью среди угле­водородов иного строения, в том числе алканов.

В табл. 22 приводятся значения удельных импульсов для ракет­ных топливных систем при использовании в качестве горючего ацетилена или циклопропана.


Циклопропилуглеводороды могут быть получены в процессе довольно сложного синтеза, проходящего в несколько стадий. Ацетиленовые углеводороды могут быть получены в из­вестных промышленных процессах.

В отличие от циклопропанов, которые являются довольно ста­бильными, ацетилены нуждаются в специальных стабилизирующих добавках и с ними надо обращаться, как со взрывчатыми вещест­вами.

Таким образом, возможность получения углеводородов с бо­лее высокой энергоемкостью нельзя считать исчерпанной.

Последнее время, ввиду регулярного поднятия цены на природный газ, актуальным стал вопрос как монтажа так и перевода/модернизации систем отопления на альтернативные (возобновляемые) источники энергии, такие как: уголь, дрова, пеллеты, энергия солнца и ветра.

В данном разделе остановимся на котлах работающих на твердом топливе.

В зависимости от типа топлива их можно разделить на твердотопливные котлы (топливо – уголь, дрова) и пеллетные котлы (топливо – пеллеты). В свою очередь твердотопливные котлы бывают чугунные и стальные. Каждый из них предназначен для сжигания определенного вида топлива.

В чугунных котлах основным видом топлива является каменный уголь. Поэтому, номинальная мощность таких котлов по паспорту, как правило, указывается из расчета сжигания в чугунных котлах каменного угля. Но, кроме каменного угля чугунные котлы могут работать на дровах и брикетах. Но в этом случае нужно понимать, что номинальная мощность котла буте несколько меньше, чем заявленная в паспорте производителем.

Стальные котлы рассчитаны для сжигания бурого угля и древесины. Как правило, номинальная мощность таких котлов указывается из расчета использование в качестве топлива бурого угля. При использовании древесины, в зависимости от ее теплотворной способности, номинальная мощность стального котла может несколько отличаться. Бурый уголь в качестве топлива распространен, как правило, в Европе (Германия, Польша и др.) в виду достаточно больших его залежей на данной териитории. В виду того, что для Украины бурый уголь не актуален, то за основу нужно принимать дерево.

Раз уж мы заговорили о теплотворной способности твердого топлива, предлагаю рассмотреть это понятие и сравнить разные виды топлива по их теплотворной способности.

Удельная теплотворная способность топлива – это физическая величина, которая показывает какое количество теплоты выделяется при полном сгорании топлива массой 1 кг или объемом 1 м 3 . Измеряется удельная теплота сгорания в Дж/кг (Дж/м 3) или калория/кг (калория/м 3). Для экспериментального измерения этой величины используются методы калориметрии.

Чем больше удельная теплота сгорания топлива, тем меньше удельный расход топлива при той же величине коэффициента полезного действия (КПД) котла.

В таблице ниже приведены основные виды используемого в быту котлового топлива, распространенного на территории Украины.

Вид энергоносителя Удельная теплотворная способность Реализуемые системы
МДж
Ккалории кВт*ч
(1МДж=0,239006 калории) (1МДж=0,278 кВт*ч)
Бурый уголь, брикет 21 5019 5,84

Отопление, горячее водоснабжение (ГВС)

Бурый уголь не­обработанный 14,7 3513 4,09
Ддревесный уголь 31 7409 8,62
Дуб 13 3108 3,61
Береза 11,7 2804 3,25
Сосна 8,90 2127 2,47
Ольха 8,77 2097 2,43
Ель 7,72 1846 2,15
Осина 7,40 1768 2,06
Каменный уголь 29,3 7003 8,14
Кокс 29 6931 8,06
Торф сухой 15 3585 4,17 Отопление

Данная таблица дает отличительное представление о максимально возможном уровне той энергии, которую часто называют удельной теплотой сгорания для сухих (когда об этом имеет смысл говорить) топлив.

Также из преведенных в таблице значений можно определить на сколько измениться номинальная мощность котла в зависимости от вида используемого топлива. Так, например, если номинальная мощность котла на необработанном буром угле составляет 20 кВт, то, если в качестве толива использовать дуб, номинальная мозность того же котла уменьшится до 17,7 кВт.

К веществам органического происхождения относится топливо, которое при горении выделяет определенное количество тепловой энергии. Выработка тепла должна характеризоваться высоким КПД и отсутствием побочных явлений, в частности, веществ, вредных для здоровья человека и окружающей среды.

Для удобства загрузки в топку древесный материал разрезают на отдельные элементы длиной до 30 см. Чтобы повысить эффективность от их использования, дрова должны быть максимально сухими, а процесс горения – относительно медленным. По многим параметрам для отопления помещений подходят дрова из таких лиственных пород, как дуб и береза, лещина и ясень, боярышник. Из-за высокого содержания смолы, повышенной скорости горения и низкой теплотворности хвойные деревья в этом плане значительно уступают.

Следует понимать, что на величину показателя теплотворности влияет плотность древесины.

Это природный материал растительного происхождения, добываемый из осадочной породы.

В таком виде твердого топлива содержатся углерод и прочие химические элементы. Существует деление материала на типы в зависимости от его возраста. Самым молодым считается бурый уголь, за ним идет каменный, а старше всех остальных типов – антрацит. Возрастом горючего вещества определяется и его влажность, которая в большей степени присутствует в молодом материале.

В процессе горения угля происходит загрязнение окружающей среды, а на колосниках котла образуется шлак, создающий в определенной мере препятствие для нормального горения. Наличие серы в материале также является неблагоприятным для атмосферы фактором, поскольку в воздушном пространстве этот элемент преобразуется в серную кислоту.

Однако потребители не должны опасаться за свое здоровье. Производители этого материала, заботясь о частных клиентах, стремятся уменьшить содержание в нем серы. Теплота сгорания угля может отличаться даже в пределах одного типа. Разница зависит от характеристик подвида и содержания в нем минеральных веществ, а также географии добычи. В качестве твердого топлива встречается не только чистый уголь, но и низкообогащенный угольный шлак, прессованный в брикеты.

Пеллетами (топливными гранулами) называется твердое топливо, созданное промышленным путем из древесных и растительных отходов: стружки, коры, картона, соломы.

Измельченное до состояния трухи сырье высушивается и засыпается в гранулятор, откуда уже выходит в виде гранул определенной формы. Для добавления массе вязкости применяют растительный полимер – лигнин. Сложность производственного процесса и высокий спрос формируют стоимость пеллетов. Материал используется в специально обустроенных котлах.

Разновидности топлива определяются в зависимости от того, из какого материала они переработаны:

  • кругляка деревьев любых пород;
  • соломы;
  • торфа;
  • подсолнечной шелухи.

Среди преимуществ, которыми обладают топливные гранулы, стоит отметить следующие качества:

  • экологичность;
  • неспособность к деформации и устойчивость к грибку;
  • удобство хранения даже под открытым небом;
  • равномерность и длительность горения;
  • относительно невысокая стоимость;
  • возможность использования для различных отопительных устройств;
  • подходящий размер гранул для автоматической загрузки в специально обустроенный котел.

Брикеты

Брикетами называется твердое топливо, во многом сходное с пеллетами. Для их изготовления используются идентичные материалы: щепа, стружка, торф, шелуха и солома. Во время производственного процесса сырье измельчается и за счет сжатия формируется в брикеты. Этот материал также относится к экологически чистому топливу. Его удобно хранить даже на открытом воздухе. Плавное, равномерное и медленное горение этого топлива можно наблюдать как в каминах и печах, так и в отопительных котлах.

Рассмотренные выше разновидности экологичного твердого топлива являются хорошей альтернативой получения тепла. В сравнении с ископаемыми источниками тепловой энергии, неблаготворно воздействующими при горении на окружающую среду и являющимися, кроме того, не возобновляемыми, альтернативное топливо имеет явные преимущества и относительно невысокую стоимость, что немаловажно для потребителей некоторых категорий.

В то же время пожароопасность таких видов топлива значительно выше. Поэтому требуется предпринять некоторые меры безопасности относительно их хранения и использования огнестойких материалов для стен.

Жидкое и газообразное топливо

Что касается жидких и газообразных горючих веществ, то ситуация здесь следующая.

Сравнительные характеристики различных видов топлива, используемых в отопительных, нагревательных аппаратах (котлах).

Вид топлива

Низшая теплота сгорания

Природный газ (содержание метана CH4 = 82%)

8400 ккал/кубометр

Древесина

3818 ккал/куб

Бурый уголь

5250 ккал/куб

Каменный уголь

7636 ккал/куб

Печное топливо

9333 ккал/куб

860.5 кВт/час


Применяя приведенные ниже данные можно рассчитать, какое количество различных видов топлива необходимо применить, чтобы получить количества тепла, эквивалентное 1 кубометру природного газа при его использовании.

Вид топлива

Количество

Древесина

2.2 кг

Бурый уголь

1.6 кг

Каменный уголь

1.1 кг

Кокс

1.2 кг

Мазут (печное топливо)

0.9 кг

Торф

2.5 кг

Электричество (при применении ТЭН -ов по 100 кВт)

9 кВт/час

Топливо в широком смысле слова - это вещество, способное выделять тепловую энергию при сгорании

Каждый продукт имеет свою удельную теплоту сгорания и выделения определенного тепла.

Виды топлива

Удельная теплота сгорания

ккал/кг

кДж/кг

Древесина

2960

12400

Торф

2900

12100

Бурый уголь

3100

13000

Каменный уголь

6450

27000

Антрацит

6700

28000

Кокс

7000

29300

Сланец эстонский

2300

9600

Бензин

10500

44000

Керосин

10400

43500

Дизельное топливо

10300

43000

Мазут

9700

40600

Сланцевый мазут

9100

38000

Сжиженный газ

10800

45200

Природный газ*

8000

33500

Сланцевый газ*

3460

14500

соответственно ккал/куб. Метр и кДж/куб. Метр

Теплота сгорания, основная теплотехническая характеристика любого топлива, - количество теплоты, выделяемой при сжигании 1 кг твердого или жидкого топлива и 1 н.м3 газообразного топлива.

Различают высшую и низшую теплоту сгорания.

Высшая теплота сгорания топлива включает всю выделившуюся теплоту, включая теплоту конденсации водяного пара, образовавшегося при окислении водорода и испарении влаги топлива.

В промышленности и особенно в быту находит широкое распространение сжиженный газ, получаемый при первичной обработке нефти и попутных нефтяных газов. Выпускают технический пропан (не менее 93% С3 P8 + С3 Н6), технический бутан (не менее 93% С4 Н10 + С4 Н8) и их смеси.

Мировые геологические запасы газа оцениваются в 140-170 триллионов м³.

Твердое и жидкое топливо состоит из горючей и негорючей частей.

К горючей части топлива относят углерод, водород, кислород, азот и серу. Кислород и азот не горят; их включают в состав горючей массы условно. Поэтому горючую часть топлива называют условно горючей массой. Негорючая часть топлива - балласт - состоит из влаги и золы. Органическую массу топлива составляют углерод, кислород и азот.

Правильная теплота сгорания топлива:

Влажность (содержание влаги) топлива снижает его теплоту сгорания вследствие увеличенного расхода теплоты на испарение влаги и увеличения объема продуктов сгорания (из-за наличия водяного пара).

Внимание: Топливо опасное горючее вещество, будьте предельно осторожны в использовании!


Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении